Герой романа Лермонтова вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится, что у него деятельная душа, он смел и предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях , перемене мест, но все это лишь попытка как-то рассеяться , забыть об угнетающей его огромной пустоте. Однако взгляды на жизнь этого героя мне непонятны. Онубежден , что жить «скучно и гадко». И за что бы ни брался Печорин , оборачивается несчастьем для людей , находящихся рядом с ним. В повести «Бэла» он рушит жизнь самой Бэлы , ее отца, Азамата и Казбича. В повести «Максим Максимыч» Печорин подорвал веру старика в молодое поколение. Он очень обидел доброго штабс-капитана , который был глубоко привязан к нему . В повести «Тамань» его действия приводят к неприятному изменению жизни контрабандистов, т.к. Печорин позволил себе из любопытства и жажды приключений вмешаться в жизнь этих людей. В повести «Княжна Мери» он убивает Грушницкого и рушит жизнь княжне Мери и ее матери. Печорин вмешивается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь Веры Ему тяжко, ему пусто , ему скучно. В повести «Фаталист» Печорин предсказывает смерть Вуличу, что потом и происходит на самом деле. Я считаю, что Печорин не лишен добрых порывов : во время последнего свидания с Мери его охватывает сострадание, рискуя жизнью, он первым бросается в хату убийцы Вулича. Но благие стремления Печорина не развились. Объяснить это можно так : духовная пустота высшего общества исказила и заглушила возможности героя. Он идет по жизни, ничем не жертвуя для других , даже для тех, кого любит , он любит тоже лишь «для себя» для собственного удовольствия. Мне не нравится, что для Печорина не существует общественных идеалов. Какими нравственными принципами он руководствуется? «Из двух друзей всегда один раб другого», - говорит он. Отсюда его не к настоящей дружбе и любви. Он эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий «на страдания и радости других только в отношении к себе». Творцом своей судьбы и единственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед своей совестью он постоянно отчитывается, свои поступки он анализирует, пытаясь проникнуть в истоки «добра и зла». «Я иногда себя презираю… Но оттого ли я презираю и других?» Герой постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он говорит о двух половинах души, о том , что лучшая часть души «высохла, испарилась, умерла». Он признает себя «нравственным калекой». Это истинная трагедия и наказание Печорина. Однако я не могу не отметить, что Печорин всегда искренен перед собой. Он не скрывает он себя своих пороков, не занимается самооправданием, не ищет внешних причин и обстоятельств , обусловивших его поступки , он честно признается себе в подлости, зависти и многом другом , в чем не себе признаться , например, Грушницкий. Беспощадность к себе - редкое свойство. «Я часто спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?..» Герой сам объясняет это «ненасытной жадностью», и это качество прослеживается на всем протяжении романа. Печорин непременно желает участвовать во всех событиях чужой жизни. Возможно , это было бы неплохой чертой характера, если бы такое вмешательство не доставляло страдания другим людям. Лермонтов в своем романе показал, что ярко одаренная личность в кругу мелких людей обречена на непонимание и одиночество, а если ведет себя по «нормам этого общества, то и на постепенное самоуничтожение.
Конечно Васютка не был хлипким. Он продержался в тёмном лесу совершенно один несколько дней! Да ещё и без взрослых нашёл путь домой, и отыскал прекрасное озеро, буквально кишащее рыбой. Это безусловно великое открытие. Советы взрослых мальчику очень сильно. Например наставления матери : «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Здесь имелось ввиду то, что когда отправляешься в лес - обязательно надо брать с собой хотя бы кусок хлеба. Так же Васютке наставления взрослых, которые гласили, что в лесу нельзя отклоняться от меток. И конечно же, нельзя оставлять без внимания старинный порядок который гласил - "Идёшь в лес - бери еду, бери спички". Я считаю, что мораль этого произведения такова, всегда прислушивайся к советам взрослых, никогда не сдавайся при малейшей опасности.