Викторина Как А. Грин определил жанр своего произведения?
2. Кто такой Лонгрен?
3. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью?
4. Как звали жену Лонгрена?
5. Где развиваются события повести?
6. "В этот вечер была холодная, ветреная погода..." Что случилось в этот вечер?
7. "Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег". О ком идет речь?
8. "Он стал работать..." Чем занялся Лонгрен?
9. "Она также тебя!" Чьи это слова? К кому они обращены?
10. "... разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут." О ком так говорит герой?
11. Кто такой Эгль?
12. Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?
13. Чей портрет перед нами: "Стиранное много раз ситцевое платье- худенькае загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку Каждая черта... выразительно легка и чиста..."?
14. "Не знаю, сколько лет пройдет... Однажды утром..." Кто предсказал будущее Ассоль?
15. Что же произойдет однажды утром?
16. Как вы думаете, почему рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно описан жизни Грэя?
Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу. И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные», которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе». И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:
* Мы надрывались под зноем, под холодом,
* С вечно согнутой спиной,
* Жили в землянках, боролись с голодом,
* Мерзли и мокли, болели цингой.
Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!» Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…», «ямою грудь». «Трудно свой хлеб добывал человек!» — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.