Викторина по прочитанным произведениям
1. В каком произведении бездомная собака нашла хороших хозяев-дачников, но позже была предана ими? («Кусака», Л. Андреев).
2. В каком произведении автор даёт наставления молодому поколению и их уважать своих родителей, быть гостеприимными тем, кто нуждается в Поучение», В. Мономах).
3. В каком произведении главный герой вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить людям путь? («Данко», М. Горький).
4. В каком произведении американская семья отправилась в долгое путешествие и была рада тому, что все люди на земле исчезли? («Каникулы», Р. Брэдбери).
5. В каком произведении великий русский князь погиб от своего коня по предсказанию кудесника? («Песнь о Вещем Олеге», А.С. Пушкин).
6. В каком произведении солнце спустилось с неба на чаепитие к автору? («Необычайное приключение…», В. Маяковский).
7. В каком произведении отвинчивание гаек от рельсов могло послужить железнодорожной катастрофой? («Злоумышленник», А. Чехов).
8. В каком произведении городничий несколько раз менял своё мнение по поводу найденной собаки в зависимости от того, кому она могла принадлежать? («Хамелеон», А. Чехов).
9. В каком произведении дядя учил своего маленького племянника писать цифры? («Цифры», И. Бунин).
10. В каком произведении купцу пришлось биться с молодым опричником за честь своей жены у стен белокаменного кремля, в результате чего он погиб? («Песня про купца Калашникова…», М.Ю. Лермонтов).
11. В каком произведении во время пожара бабушка остановила на скаку обезумевшую лошадь? («Детство», М. Горький).
12. В каком произведении автор восхищается грациозности архитектуры Петрограда, а особенно – памятником Петру I? («Медный всадник», А.С. Пушкин).
13. В каком произведении лошадь упала на скользкой мостовой и испытывала горькую обиду, ведь над ней смеялся весь Кузнецкий Хорошее отношение к лошадям», В. Маяковский).
14. В каком произведении повествуется о бедном человеке, над которым смеялись и дети, и взрослые? («Юшка», А. Платонов).
15. В каком произведении отец убил родного сына из-за того, что тот переметнулся на сторону врагов? («Тарас Бульба», Н. Гоголь).
16. В каком произведении цветение мака сравнивается с короткой, но яркой жизнью лётчика-бомбардировщика? («Живое пламя», Е. Носов).
17. В каком произведении лесник отпустил мужичонку, что воровал лес, потому что его? («Бирюк», И. Тургенев).
18. В каком произведении молодая графиня отправилась вслед за своим мужем-декабристом на каторгу? («Русские женщины», А. Некрасов).
19. В каком произведении два генерала случайно оказались на необитаемом острове, но сумели выбраться благодаря крестьянскому мужику? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», М. Салтыков-Щедрин).
20. В каком произведении главные герои пожертвовали самым дорогим, что у них было, чтобы сделать друг другу подарки на Рождество? («Дары волхвов», О. Генри).
в 30-40-е годы 19 века сначала в , а затем и в западноевропейской происходит становление самого плодотворного и популярного направления в мировой – критического реализма.
могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью. если проследить весь путь реализма, он представится нам как процесс все более широкого охвата явлений действительности, процесс познания новых и новых пластов и сторон жизни человека, общества, природы.
философским основанием реализма является признание объективное, вне нас существующей, развивающейся по своим законам действительности. писатель-реалист признает возможность познания этой объективной действительности. мир может и должен быть художественно познан, в этом писатель-реалист видел одну из важнейших своего искусства. в этом отношении субъективизм и всякого рода мистика враждебны реализму. писатель-реалист проникает в реальные связи вещей реального мира, познание жизни всегда проявляется в объективности ее изображения. художнику реалисту необходимо было отделиться от своего героя, взглянуть на него как на порождение объективной действительности. свобода воли художника подчинилась законам развития самой действительности.
объективность состоит в соответствии изображения изображаемому предмету. в единстве внутреннего и внешнего, явления и его сущности.
писатель стремится преобразовать мир, воздействовать на него, улучшить жизнь общества, человека. пересоздание мира присуще реализму в форме его нового созидания.
основой эстетического идеала была великая идея гуманизма, идя свободы и независимости личности человека, любви и уважения к нему, признание за человеком права на счастье здесь, на земле, а не в потустороннем мире.
критика в реализме опиралась на глубокий, проникнутый трезвым взглядом анализ жизни. внутренняя потребность реалистического художественного познания состоит в стремлении взять то или иное событие в связи с другими, взять его как можно шире, многосторонне, во всех его проявлениях, на всех его уровнях, почувствовать развитие, переходы, воспринять весь мир как живое, во времени развивающееся бытие.
народность как эстетическая категория теперь определялась, прежде всего, требованием воссоздания национального характера народа в его развитии, в изображении судеб народных через образы типических его представителей. необходимо понимание тех социально- форм, в которые отливалась жизнь народа в данную эпоху.
личность изображается всесторонне, характер человека, его внутреннего мира.
характер выступает как типический. поступки и поведение человека обусловлены характерологически, соответствуют особенностям внутреннего мира человека. эта обусловленность не нарушается вмешательством потусторонних сил или воли самого автора. социальный характер дается через всю совокупность черт личности и поведения героя в их социальной обусловленности.
типические обстоятельства представляют собой известные жизненные коллизии и конфликты, которые развиваются и решаются без участия сверхчувственных, иррациональных сил.
процесс жизни изображается как процесс.
внутренний мир человека подчинен законам . чаще всего характер изображается в процессе развития.
реализм окончательно разрушил иерархию жанров эпохи классицизма. большое значение приобретает проза, которая обладает возможностями в охвате жизни, ее социально- анализом, в воздействии на широкий, более демократический мир, круг читателей, на интеллектуальное, в целом духовное развитие человечества.
реализм в лирике проявился в расширении сферы лирического творчества, эмоциональном обогащении лиризма. появляются образы действительного окружения поэта – человеческого, бытового, природного.
важно единичным, данным жизнью фактам придать значение общего, типичного, воссоздаваемого в художественных образах. громадную роль в произведении играет деталь.
развитие реализма в 20-30-е годы 19 века выразилось в обогащении критической палитры писателя, которые вводили в юмор, иронию, сатиру.
в 30-е годы реализм взаимодействовал с романтизмом и находился с ним в теснейших связях.
— Ванька!
— Жук!
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, лопоухий и большеглазый, испуганно оглянулся на крик Дылды и Колбасы.
— Не боись! — Как петух к воробышку подлетел долговязый Дылда к Ваньке и с ходу щелканул его по лбу. — Айда в библиотеку! Там…
— Там книжка про тебя! — выпалил Колбаса, краснощекий и толстогубый увалень, вынырнув из-под руки Дылды.
Ванька ничего не понял.
— Цыть, колбаса собачья! Поперед гуся утя не ходит! — Дылда рассерженно ткнул Колбасу пальцем в живот. Колбаса мячиком отскочил в сторону, обидчиво сказал:
— Попросишь еще у меня резинки жевательной или сигарет с фильтром… шиш получишь. — Шмыгнул широким утиным носом и покатился колобком прочь по коридору.
Дылда, широко расставив ноги, молча, не мигая, смотрел на Ваньку, словно видел его в первый раз, хотя в рыбьих неживых глазах — скучная бесцветная вода.
— В библиотеке… — Дылда нехотя выплевывал слова… будто шелуху семечек… — книжка «Ванька» называется… Ха-ха-ха! — неожиданно развеселился он. — В книжке-то тебя забыли постричь!
— Про меня? — Ванька вмиг забыл о своем страхе. — Про меня? — Не верил он. — Как это?
— Я, што ль, знаю! — Дылда и в самом деле не знал. Не знал, как быть теперь с этим мелюзгатым пацаном, о котором книжка написана.
— А. П. Чехов написал! — гордо подбоченился Дылда, словно сам и сочинил эту книжку. — Я смотрю — «Ванька»… и — нарисован — ты. Спрашиваю у Тать Сановны: это про какого Ваньку? Она говорит спокойно: про Жукова. — Дылда потрогал свои большие уши. — У меня аж хлопалы завернулись! Ну я и дернул с Колбасой тебя искать. Айда…
— Дронов! — В коридоре у входной двери стоял физорг, по прозвищу «Фашист». — Дронов! — Металлический голос брезглив. — Дронов! Ты у меня на этой неделе еще лещей по шее не получал?
— Не получал… — виновато ссутулился Дылда и заковылял к физоргу. И куда у Дылды жар перьев и звон шпор делся? Как курица мокрая стал… Ванька не стал ждать грома на свою голову: молния рядом сверкнула — нечего капли ртом ловить, а бери ноги в руки и — тикай… Ванька так и сделал: быстренько юркнул в боковой коридорчик.
…В библиотеке — никого, одна Тать Сановна: мух газеткой бьет и на счетах косточки откладывает.
— Сорок три штуки! — гордо и радостно объявила она появившемуся Ваньке. — Тебе чего?
— Книжку… — замялся, застеснялся Ванька.
— Какую… — На молочно-сдобном личике библиотекарши еще не остыл розоватый азарт охотника и победителя.
— Я сам поищу, — Ванька с боязнью подошел к стопке книг на столе. Вот она! Он сразу увидел, узнал… С обложки на него смотрел грустными синими глазами мальчишка… на курносом лице — конопушки… только вот — лохмоголовый…
Ванька, затаив дыхание, взял книжку и, открыв ее на первой страничке, прочитал: «Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад…» и — сильно захлопнул книгу. «Три месяца… три месяца… отданный… отданный…» — непроизвольно шептали губы, и слезы сами покатились из глаз. Боясь громко расплакаться, Ванька бросился стремглав из библиотеки, из детского дома в сад, в укромное место.
Долго сидел Ванька на самой дальней скамейке, не решаясь открыть книжку. «А что ее читать… — думал он. — Я и так все про себя знаю и про мамку тоже, и про папку…»
Отец бросил их, когда ему, Ваньке, было семь лет. Ушел к другой красивой тетеньке. Отец, как говорила мамка, задурел