в начале 1827 года александр сергеевич пушкиннаписал произведение, которое можно назвать знаковым во всем его творчестве. три строфы под названием «ангел»посвящены графине елизавете ксаверьевне воронцовой. ее ум, обаяние, тонкий художественный вкус и доброта восхищали поэта на протяжении всего периода их знакомства. пушкин посвятил знатной женщине много поэтических строк, набросал на полях рукописей не менее тридцати ее портретов. елизавета воронцова стала одним из прототипов татьяны лариной.
стихотворение «ангел» поэт написал после возвращения из ссылки. в его мироощущении произошел переход от гнетущих и мятежных настроений к миру и гармонии. позади остались пылкая юность, расправа над друзьями-декабристами, семейные конфликты. в душе поэта воскресла надежда на спокойную и счастливую жизнь.
сюжет этого небольшого стихотворения предельно прост: мятежный дух парит над адской бездной и вдруг замечает ангела у врат рая. его красота, нежность и кротость настолько впечатлили демона, что он начал испытывать до сих пор незнакомые чувства. дух тьмы неожиданно для себя понял, что ему не чужды порывы души, он не может отвергнуть прекрасное создание света. демон признается ангелу, что не все он «в мире презирал».
стихотворение написано традиционным для пушкина четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. его тема характерна для романтической лирики. практически в творчестве каждого поэта присутствуют образы ангела и демона.
вечное противостояние добра и зла в этом стихотворении переплетается с темой любви. разочарование в жизни, тоска и боль одиночества сменяются надеждой, светлыми чувствами восхищения и восторга при появлении прекрасной возлюбленной. сравнивая ее с ангелом, а себя – с демоном, лирический герой утверждает победу добра и любви, способность света возрождать к жизни самую заблудшую душу.
стихотворение построено на антитезе. демон противопоставлен ангелу, эдем – адской бездне, дух сомнения и отрицания – чистому духу, неподвижный ангел – летающему демону. выразительные средства, которые пушкин применяет в произведении, подчеркивают этот контраст. эпитеты, характеризующие ангела, противопоставлены тем, что описывают демона. «духа чистого», «жар невольный» и другие инверсии особую атмосферу библейских преданий. усиливают это впечатление устаревшие слова: рек (сказал), главой, взирал.
образ ангела в стихотворении едва намечен. нам известно только, что он «главой поникшею сиял». ангел ничего не предпринимает, чтобы повлиять на духа зла. он даже не смотрит на демона, не говорит с ним. но одним своим видом он способен смутить темную душу, осветить ее. так пушкин демонстрирует силу любви, неизбежную победу добра над злом.
образ демона выписан гораздо рельефнее, ему посвящена большая часть стихотворения. на глазах читателя происходит перерождение зла, обращение его к свету. смутное «чувство умиленья» переходит в неуверенное «прости», а затем в откровенное признание – «ты недаром мне сиял».
произведение «ангел» стало своеобразным ответом на собственное стихотворение «демон», написанное четырьмя ранее. пушкин, как и любой человек, имел много своих «демонов». в зените молодости и славы он почувствовал разочарование в жизни. поэту наскучил лживый свет, идеалы свободы, справедливости и любви начали казаться ему фальшивыми. постоянными спутниками гения стали уныние и скепсис.
но пушкин смог найти в себе силы сбросить оковы тоски и разочарования. таким толчком к новой жизни стала для него встреча с елизаветой воронцовой. в стихотворении «ангел» поэт словно объявляет о своем духовном возрождении, отказывается от неверия и разрушающей силы в пользу добра. не случись этого, творческая судьба поэта могла сложиться несколько иначе. достаточно вспомнить поэму лермонтова«демон», где акценты расставлены совершенно по-другому: дух зла побеждает и губит прекрасную тамару. в нем не нашлось ни капли любви и сострадания.
у пушкина мятежный дух сомнения не способен все презирать и ненавидеть. свет и любовь не чужды его природе. они пронизывают все творчество поэта.
Становление характера васютки герой рассказа виктора астафьева «васюткино озеро» родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. к тринадцати он уже многое знал и умел. отец брал его на промысел. когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные , лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал васютка. когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. в мудрости законов и в необходимости соблюдать их васютка убедился, когда заблудился. конечно, ему было страшно одному в тайге. он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. но васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря «драгоценный припас» — патроны. а главное — желание выжить во что бы то ни стало. «тайга хлипких не любит» - эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к енисею. все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. озеро, названное васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.
в начале 1827 года александр сергеевич пушкиннаписал произведение, которое можно назвать знаковым во всем его творчестве. три строфы под названием «ангел»посвящены графине елизавете ксаверьевне воронцовой. ее ум, обаяние, тонкий художественный вкус и доброта восхищали поэта на протяжении всего периода их знакомства. пушкин посвятил знатной женщине много поэтических строк, набросал на полях рукописей не менее тридцати ее портретов. елизавета воронцова стала одним из прототипов татьяны лариной.
стихотворение «ангел» поэт написал после возвращения из ссылки. в его мироощущении произошел переход от гнетущих и мятежных настроений к миру и гармонии. позади остались пылкая юность, расправа над друзьями-декабристами, семейные конфликты. в душе поэта воскресла надежда на спокойную и счастливую жизнь.
сюжет этого небольшого стихотворения предельно прост: мятежный дух парит над адской бездной и вдруг замечает ангела у врат рая. его красота, нежность и кротость настолько впечатлили демона, что он начал испытывать до сих пор незнакомые чувства. дух тьмы неожиданно для себя понял, что ему не чужды порывы души, он не может отвергнуть прекрасное создание света. демон признается ангелу, что не все он «в мире презирал».
стихотворение написано традиционным для пушкина четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. его тема характерна для романтической лирики. практически в творчестве каждого поэта присутствуют образы ангела и демона.
вечное противостояние добра и зла в этом стихотворении переплетается с темой любви. разочарование в жизни, тоска и боль одиночества сменяются надеждой, светлыми чувствами восхищения и восторга при появлении прекрасной возлюбленной. сравнивая ее с ангелом, а себя – с демоном, лирический герой утверждает победу добра и любви, способность света возрождать к жизни самую заблудшую душу.
стихотворение построено на антитезе. демон противопоставлен ангелу, эдем – адской бездне, дух сомнения и отрицания – чистому духу, неподвижный ангел – летающему демону. выразительные средства, которые пушкин применяет в произведении, подчеркивают этот контраст. эпитеты, характеризующие ангела, противопоставлены тем, что описывают демона. «духа чистого», «жар невольный» и другие инверсии особую атмосферу библейских преданий. усиливают это впечатление устаревшие слова: рек (сказал), главой, взирал.
образ ангела в стихотворении едва намечен. нам известно только, что он «главой поникшею сиял». ангел ничего не предпринимает, чтобы повлиять на духа зла. он даже не смотрит на демона, не говорит с ним. но одним своим видом он способен смутить темную душу, осветить ее. так пушкин демонстрирует силу любви, неизбежную победу добра над злом.
образ демона выписан гораздо рельефнее, ему посвящена большая часть стихотворения. на глазах читателя происходит перерождение зла, обращение его к свету. смутное «чувство умиленья» переходит в неуверенное «прости», а затем в откровенное признание – «ты недаром мне сиял».
произведение «ангел» стало своеобразным ответом на собственное стихотворение «демон», написанное четырьмя ранее. пушкин, как и любой человек, имел много своих «демонов». в зените молодости и славы он почувствовал разочарование в жизни. поэту наскучил лживый свет, идеалы свободы, справедливости и любви начали казаться ему фальшивыми. постоянными спутниками гения стали уныние и скепсис.
но пушкин смог найти в себе силы сбросить оковы тоски и разочарования. таким толчком к новой жизни стала для него встреча с елизаветой воронцовой. в стихотворении «ангел» поэт словно объявляет о своем духовном возрождении, отказывается от неверия и разрушающей силы в пользу добра. не случись этого, творческая судьба поэта могла сложиться несколько иначе. достаточно вспомнить поэму лермонтова«демон», где акценты расставлены совершенно по-другому: дух зла побеждает и губит прекрасную тамару. в нем не нашлось ни капли любви и сострадания.
у пушкина мятежный дух сомнения не способен все презирать и ненавидеть. свет и любовь не чужды его природе. они пронизывают все творчество поэта.