Краткий анализПеред прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.История созданияСтихотворение написано в 1837 году.Тема стихотворенияПотеря свободы.КомпозицияКомпозиция основана на принципе антитезы.ЖанрЛирика.Стихотворный размерЧетырехстопный хорей.Метафоры«пышный терем», «добрый конь», «стены голые».Эпитеты«черноглазая», «младая», «пышный», «добрый».Олицетворения«тускло светит луч лампады умирающим огнем».ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯСтихотворение «Узник» было написано Лермонтовым во время его заточения в тюрьме, где он оказался по приказу государя за стих «На смерть поэта», посвященного гибели А. С. Пушкина. Единственным человеком, который имел право навещать поэта, был его камердинер. Даже в тюрьме Лермонтов продолжал писать стихи, используя для этого засаленные кусочки бумаги, в которую была завернута еда.Тема стихотворенияЦентральная тема произведения – неволя, заточение в тюрьме. Свобода для отчаявшегося узника является недостижимой мечтой. Он понимает всю тщетность своих мечтаний, и его настроение пронизано унынием и безысходностью. Заточение еще больше усугубляется одиночеством и невозможностью поговорить с кем-то по душам.КомпозицияСтихотворение состоит из трех строф, композиция основана на антитезе. Так, первая строфа демонстрирует оптимизм лирического героя, однако уже во второй строфе настроение его заметно меняется. В третьей части стиха узник уже обреченно принимает свою горькую участь.ЖанрПри проведении в лирическом стихотворении Лермонтова «Узник» анализа, стоит указать, что оно написано четырехстопным хореем, которое очень точно подчеркивает трагизм произведения.Средства выразительностиДля передачи настроения в стихотворении поэт использует разнообразные художественные средства: метафоры («пышный терем», «добрый конь», «стены голые»), эпитеты («черноглазая», «младая», «пышный», «добрый»), олицетворения («тускло светит луч лампады умирающим огнем»).
Исходя из взглядов Толстого на историю, можно сделать вывод, что писатель намеренно показывает сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что исход боя зависит не от расположения войска, а от того, каков дух войска. Пьер, человек невоенный, воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, он лучше чувствует настроение солдат и офицеров.
Пьер понимает, что воюют солдаты не за награды, а за Отечество, они чувствуют единство всех - от простых солдат до офицеров и главнокомандующего. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. При общении с русскими солдатами Пьер находит смысл и цель жизни, осознав ложность своих прежних установок. Он вдруг ясно понимает, что народ - носитель лучших человеческих качеств. Пьер задумывается: "Как скинуть с себя всё это лишнее, дьявольское, всё бремя этого внешнего человека? " А ведь было время, когда Пьера привлекал образ Наполеона. С началом Отечественной войны это увлечение проходит, он понимает, что поклоняться деспоту и злодею нельзя.
Исходя из взглядов Толстого на историю, можно сделать вывод, что писатель намеренно показывает сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что исход боя зависит не от расположения войска, а от того, каков дух войска. Пьер, человек невоенный, воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, он лучше чувствует настроение солдат и офицеров.
Пьер понимает, что воюют солдаты не за награды, а за Отечество, они чувствуют единство всех - от простых солдат до офицеров и главнокомандующего. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. При общении с русскими солдатами Пьер находит смысл и цель жизни, осознав ложность своих прежних установок. Он вдруг ясно понимает, что народ - носитель лучших человеческих качеств. Пьер задумывается: "Как скинуть с себя всё это лишнее, дьявольское, всё бремя этого внешнего человека? " А ведь было время, когда Пьера привлекал образ Наполеона. С началом Отечественной войны это увлечение проходит, он понимает, что поклоняться деспоту и злодею нельзя.