В изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов. Тютчев — поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия. Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета. Для Фета природа является естественной средой. Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи! ” это реализуется в словесных повторах (“страстной ночи”, “страсти глубина”). Для Тютчева минуты любви - “чудные мгновенья”, которые превносят в жизнь смысл Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье... ”) Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в времени (“Я очи знал, - о, эти очи! ”, “Я встретил вас- и все былое... ”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично. У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план. Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.
Pašā sniega laukumā, Pašā sniega baltumā, Dejo balta Sniegbaltīte Sniegpārsliņu sagšā. Sniegavīri polku lec, Dejas dejo jauns un vecs. Atkal klāt ir balta ziema, Balta Ziemassvētku diena. Ir kritis pirmais sniedziņš, No acīm jāberž miedziņš! Šodien sniedziņš viegli krīt Nezinu, kas notiks rīt. Tāpēc steidzos priecāties Un ar slēpēm braukāties. Ziemassvētku vakars klāt. Mazais rūķis, manuprāt, Salavecim līdzi steigs, Tālo ceļu abi veiks. Ziemassvētku zvaigznīte Spīdēs tā kā saulīte. Mēness onkul's visu nakti Uzdos vējiem īsto takti. Krīt no debess pārslas baltas, Kļūst no rītiem rokas aukstas. Varēs slēpot, slidot, pikot, Nevis kontroldarbus špikot. Klāj jau ielas pirmais sniegs, Skolas bērniem lielais prieks. Aizsalst upes, ezeri, Sārti kļūst tad deguni.
Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета. Для Фета природа является естественной средой.
Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи! ” это реализуется в словесных повторах (“страстной ночи”, “страсти глубина”). Для Тютчева минуты любви - “чудные мгновенья”, которые превносят в жизнь смысл
Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье... ”)
Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в времени (“Я очи знал, - о, эти очи! ”, “Я встретил вас- и все былое... ”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.
У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично.
Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.
Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.
Pašā sniega baltumā,
Dejo balta Sniegbaltīte
Sniegpārsliņu sagšā.
Sniegavīri polku lec,
Dejas dejo jauns un vecs.
Atkal klāt ir balta ziema,
Balta Ziemassvētku diena.
Ir kritis pirmais sniedziņš,
No acīm jāberž miedziņš!
Šodien sniedziņš viegli krīt
Nezinu, kas notiks rīt.
Tāpēc steidzos priecāties
Un ar slēpēm braukāties.
Ziemassvētku vakars klāt.
Mazais rūķis, manuprāt,
Salavecim līdzi steigs,
Tālo ceļu abi veiks.
Ziemassvētku zvaigznīte
Spīdēs tā kā saulīte.
Mēness onkul's visu nakti
Uzdos vējiem īsto takti.
Krīt no debess pārslas baltas,
Kļūst no rītiem rokas aukstas.
Varēs slēpot, slidot, pikot,
Nevis kontroldarbus špikot.
Klāj jau ielas pirmais sniegs,
Skolas bērniem lielais prieks.
Aizsalst upes, ezeri,
Sārti kļūst tad deguni.