Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в “Мертвых душах” “хозяйство” с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь его разумные проекты. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью и глубиной внутреннего мира. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, “разросшаяся и благоухающая”, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой - “аллеи” стриженых елок, цветочные “оранжереи” - создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины “катится, как по рельсам”, размеренно и однообразно. Образ “неживой природы” перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане — осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на то дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово “небо”, написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.
Персонажи произведения не делятся автором на два антагонистических лагеря просто по возрасту. Искренним и убеждённым выразителем идей "детей" можно назвать лишь Базарова. Базаров, воплощающий в романе тип человека новейшего поколения. Изображая Базарова, Тургенев не упускает трагические стороны его судьбы. В первую очередь одиночество. Ведь в конечном счёте у этого человека не было никого, кто бы до конца понимал его, разделял его убеждения, верил ему, любил и уважал его и к кому он сам относился бы так же. Аркадий, с которым Базаров был дружен, в конце концов оставляет его, любовь в Одинцовой была почти безответна, кроме того, мучительна. Любовь опровергла его нигилизм. Несомненно, трагична скоропостижная смерть героя. Он умирает от нелепой случайности, умирает молодым, полным надежд и неистраченных сил.
Изображая Базарова, Тургенев не упускает трагические стороны его судьбы. В первую очередь одиночество. Ведь в конечном счёте у этого человека не было никого, кто бы до конца понимал его, разделял его убеждения, верил ему, любил и уважал его и к кому он сам относился бы так же. Аркадий, с которым Базаров был дружен, в конце концов оставляет его, любовь в Одинцовой была почти безответна, кроме того, мучительна. Любовь опровергла его нигилизм.
Несомненно, трагична скоропостижная смерть героя. Он умирает от нелепой случайности, умирает молодым, полным надежд и неистраченных сил.