Из тысячи лиц узнал бы я а. т. твардовский с первых дней великой отечественной войны твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. об этом он рассказал в поэме «василий теркин». но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. стихотворение «рассказ танкиста» относится к этому циклу. прием «рассказ в рассказе» в не нов. еще а. с. пушкин прекрасно использовал его в «повестях белкина». это приблизить происходящее к читателю, ощутить себя участником событий. очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему. но этот же прием позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой. все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении александра трифоновича твардовского «рассказ танкиста». читая стихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские зытовые сцены, та же простота и доходчивость при несомнен-шх художественных достоинствах произведения. был трудный бой. все нынче, как спросонку, и только не могу себе простить: из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, а как зовут, забыл его спросить. сразу «заявлена» ситуация боя, в котором не чо вопросов и биографий — надо победить коварного и сильного |врага, поэтому все средства хороши, все потери «оправданны». без рассуждений принимается ребенка: боец не имеет розраста. дети во время войны были порой «опаснее» взрослых. шел бой за улицу. огонь врага был страшен, мы продвигались к площади вперед. а он гвоздит — не выглянуть из башен,— а черт его поймет, откуда и вдруг к машине подбежал парнишка: я знаю, где их пушка. я а. дайте я поеду на танке с вами. прямо . небольшое по объему стихотворение дает полное представление о драматической ситуации, когда нужно принимать быстрые решения, некогда предаваться сентиментальным рассуждениям. слишком большую плату приходилось платить за любое промедление, осторожничанье было не в чести. что ж, бой не ждет.— влезай сюда, дружище! — и вот мы катим к месту вчетвером. стоит парнишка — мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем. в этих строках слышится романтика боя, но поэт не приукрашивает действительность, скорее дает ее в восприятии своего юного героя. когда же рассказ «возвращается» к танкисту, он не идеализирует обстановку, а показывает ее со всеми реалиями. подъехали. вот здесь. и с разворота заходим в тыл, и полный газ даем. и эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. страшная картина возмездия. но это логическое завершение любого посягательства на свободу отечества, поэтому не воспринимается чем-то ужасным, не подходящим для описания. враги получили по заслугам. в следующий раз они не будут легкомысленно надеяться на скорую победу. я вытер пот. душила гарь и копоть: от дома к дому шел большой . и, помню, я сказал: — , хлопец! — и руку, как товарищу, что может быть ценнее на войне, кроме и взаимовыручки. удивительно, но в стихотворении твардовского вместился целый военный эпизод. поэтическая форма позволила автору многое не досказать, что-то оставить за рамками произведения. личный опыт читателей позволяет многое понять без слов и комментариев поэта. главное же достигну-т0 — показана яркая картина штурма населенного пункта, занятого врагом. в «рассказе танкиста» поэт применяет свой излюбленный способ — кольцевую композицию, подчеркивающую в данном случае трудность военного пути, еще не скорую, хотя и неминуемую победу. был трудный бой. очередной из многих боев, которые предстоит пройти не только танкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов, ковавших победу родины. он потому и «забыл» спросить имя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите родины. твардовскому прекрасно удалось.