По сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова - П.А.Висковатова (1842-1905), «Фаталист», списанный с события, был в станице черненое с Акимом Якимович Хастатовим, дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного разъяренного казака, произошел с Хастатовим ». В.Х.Хохряков указывая на одного Лермонтова С.А.Раевского о том, что в «Фаталисте» отражено настоящее происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. А. Столыпина. Было высказано и предложение о том, что тема новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, произошедшем со школьным приятелем автора воспоминаний: «... взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, пойдет выстрел или нет. Вопрос о «случае», «судьбы», «предопределения», входивших в круг философских проблем, особенно интересовали современников Лермонтова, и положен в основу «Фаталиста». Сюжет новеллы трижды подтверждает реальность предопределения. Вместе с тем фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства в жизнь, но, наоборот, он предполагал свободу действий, решительно вторжения в заранее определенный ход событий. На последних страницах романа Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, бродить по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха ... не более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья ...» Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам. Печорин, по мнению Белинского: "Не важно, не апатически несет свое страдание, бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих ошибках. В нем беспрерывно рождаются внутренние вопросы, тревожат его, и он в рефлексии ищет ее решения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою ». Смысл романа - трагедия поколения, обреченного на бездействие. В повести «Фаталист» поставлены и решены вопросы о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрения фаталистом, которые утверждают, что миром правит неизвестна и неотвратимая сила (рок, судьба), то борьба невозможна и потому бессмысленна. Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения потому остался жив не по воле судьбы. Его от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный ум, строгий расчет и храбрость. Однако из всех событий, изображенных в повести, герой делает далеко идущие выводы: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость: «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда знаю, что меня ждет »
Запорожская сечь- это большая казацкая вольница.казаки умели только " палить из ружей".поэтому в запорожской сечи было предместье,где были лавки,пекарни,шинкии кузницы.сама сечь делилась на курени в которых были свой атаман,свой запас провизии,свой кашевар. но все казаки подчинялись выборочному атаману,который выбирался из своих же запорожских казаков.все важные вопросы решались на общем собрании.ему надо было сказать: "верую в христа и святую троицу" и перекреститься.запорожцы верили в бога, молились в церкви. жестокие были законы в сечи.за воровство казака привязывали к позорному столбу и каждый, кто проходил мимо, был обязан ударить его дубинкой. от этих ударов вор умирал. должников привязывали к пушке и он сидел так, покап кто-нибудь из друзей его не выкупал его.жесточайная кара за убийство: вырывали яму,сажали туда убийцу,а сверху ставили гроб с убитым. потом обоих засыпали землёй.в каждом запорожце был силён дух товарищества и патриотизма. "нет уз святее товарищества",-так говорил тарас бульба.главным занятием запорожцев была война.они были беспощадны к врагам.тарас убил своего сына,когда узнал,что он предал товарищей,а значит стал врагом.суровые законы, непритязательный быт - это закаляло казкаков.они становились храбрыми воинами, защитниками веры и отечества.вся жизнь тараса была неразрывно связана с жизнью сечи. служению товариществу, отчизне он отдавал себя безраздельно. ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам сечи, он неумолим к изменникам н трусам. образ тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни, всю духовную и нравственную силу народа. это человек большого накала чувств, страстей, мысли. сила тараса — в могуществе тех патриотических идей, которые он выражает. в нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. его душа проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости своего народа. тарас выписан резко, крупно, пластично. он точно высечен из гранита. и вместе с тем образ смягчен юмором — добрым, лукавым, светлым. в тарасе, как и в других персонажах повести, перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое, трагическое и комическое. в таком изображении человеческого характера белинский видел замечательный гоголевский дар «выставлять явления жизни во всей их реальности и истинности» . с совершенной художественной достоверностью рисуется нам образ тараса бульбы — в сечи и дома, в мирное время и на войне, в его отношениях с друзьями и врагами. столь же крупно, выразительно и достоверно, хотя и в ином психологическом ключе, раскрывается характер тараса в трагическом конфликте с андрием.