Эта быль начинается с причитаний Фомы Григорьевича на слушательниц, которые сначала выпытывают какую-нибудь страшную историю, а затем всю ночь трясутся от страха, спрятавшись под одеяло. Но вот он приступает к истории, которая приключилась с его дедом, которого гетман вельможа отправил с грамотой к царице. Распростившись с женой и детьми, утром следующего дня он уже был в Конотопе, а там в это время была ярмарка. Дед отправился на ярмарку купить себе табак и огниво, а грамота у него была зашита в шапке. На ярмарке он познакомился с запорожцем и так с ним напился, что забыл о своем деле. Дальше они отправились вместе, да еще один гуляка к ним привязался. Запорожец весь вечер рассказывал приятелям разные небылицы и диковинные истории, а к ночи замолк, наконец сознался, что продал свою душу дьяволу и в эту ночь срок расплаты. Дед пообещал не спать всю ночь, чтобы запорожцу. Стемнело и путешественники были вынуждены остановиться на ночлег в ближайшем кабаке, где все уже спали. Скоро заснули и дедовы попутчики, а ему одному пришлось нести караул. Он всеми силами боролся со сном и возы все осмотрел, и коней проведал, и трубку закурил - но ничего не могло его взбодрить. Проснулся он поздним утром и никого не нашел ни запорожца, ни второго приятеля, и самое ужасное шапка с грамотой и деньгами пропала. И черта он бранил, и совета у чумаков в кабаке спрашивал, ничего не добился. Только кабатчик за пять злотых сказал деду, где черта найти, чтобы грамоту назад получить. Ночью отправился дед по еле-еле приметной тропинке, которую ему кабатчик указал, через лес. И вышел к огню, вокруг которого страшные рожи сидели, сел с ними. Сначала долго молчали, а потом дед начал свое дело говорить - рожи уши насторожили и лапы к нему протянули, кинул дед все деньги свои, задрожала земля и оказался он в самом пекле. Вокруг чудовища, черти, ведьмы и все пляшут какой-то чертовский танец. Смотрит он стол и весь заставлен всякими вкусными блюдами, но что не возьмет дед, все в чужой рот попадает. Разозлился дед, забыл страх, стал ругаться страшной бранью. Нечисть расхохоталась, а одна ведьма предложила деду три раза с ней в дурака сыграть: если выиграет шапка его, а проиграет - не выйдет на белый свет из пекла. Дважды дед в дураках остался, хоть и карты второй раз хорошие были, и сдавал сам. Сообразил и третий раз потихоньку перекрестил карты - и выиграл. Получил назад свою шапку, да еще и расхрабрился - коня своего назад требует, обещал перекрестить все бесовское общество святым крестом. Но ему лишь кости его коня выдали. Дед заплакал, а черти его и дали ему своего коня, конь понесся через болота и провалы, над пропастями с огромной скоростью. Дед не удержался и свалился с коня, а очнулся на крыше своего дома, весь в крови. Дома к нему бросились перепуганные дети, показывая на его мать, которая спала сидя на лавке и подпрыгивала во сне. Разбудил дед жену, ей тоже чертовщина снилась. Решил он освятить хату по возвращении и поехал к царице. Там, он насмотрелся всяких диковинных вещей и забыл о чертях. А черти отомстили ему за то, что помедлил хату освятить, каждый год ровно в тот самый день, заставляя его жену против воли плясать.
Если внимательно перечитать поэму Н.В.Гоголя "Мертвые души", то можно заметить, что образ дороги пронизывает весь текст произведения. Это своеобразный мотив пути, дороги, а значит, и движения. У него этот образ имеет символическое значение. Вот наш герой Чичиков путешествует по дорогам России, встречается на своём пути с разными помещиками, с которыми он торгуется по поводу приобретения мертвых душ, а также чиновниками, крестьянами и городскими обыватели. И это дает возможность читателю лучше познакомиться с жизнью Руси того времени. Но ведь рядом с Чичиковым незримо присутствует и сам Гоголь, и он все замечает: и какая гостиница в губернском городе, и в каких условиях живут крепостные крестьяне в имениях своих помещиков. И если для Чичикова дорога - это что-то реальное, то для писателя это своеобразный жизненный путь. В 7 главу Н.В.Гоголь помещает небольшое лирическое отступление, в котором он рассуждает, что значит дорога для различных людей, в том числе и для писателя. Он пишет о том, что счастлив бывает тот путник, который увидит наконец после долгой дороги знакомую крышу родного дома, где его ждут. А также он говорит и том, что счастлив бывает и писатель, когда он сможет оторвать от противных, скучных характер и перейти к описанию других, достойных..."В дорогу! в дорогу..Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей её беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает писатель это лирическое отступление.
Запорожец весь вечер рассказывал приятелям разные небылицы и диковинные истории, а к ночи замолк, наконец сознался, что продал свою душу дьяволу и в эту ночь срок расплаты. Дед пообещал не спать всю ночь, чтобы запорожцу. Стемнело и путешественники были вынуждены остановиться на ночлег в ближайшем кабаке, где все уже спали. Скоро заснули и дедовы попутчики, а ему одному пришлось нести караул. Он всеми силами боролся со сном и возы все осмотрел, и коней проведал, и трубку закурил - но ничего не могло его взбодрить. Проснулся он поздним утром и никого не нашел ни запорожца, ни второго приятеля, и самое ужасное шапка с грамотой и деньгами пропала. И черта он бранил, и совета у чумаков в кабаке спрашивал, ничего не добился. Только кабатчик за пять злотых сказал деду, где черта найти, чтобы грамоту назад получить.
Ночью отправился дед по еле-еле приметной тропинке, которую ему кабатчик указал, через лес. И вышел к огню, вокруг которого страшные рожи сидели, сел с ними. Сначала долго молчали, а потом дед начал свое дело говорить - рожи уши насторожили и лапы к нему протянули, кинул дед все деньги свои, задрожала земля и оказался он в самом пекле. Вокруг чудовища, черти, ведьмы и все пляшут какой-то чертовский танец. Смотрит он стол и весь заставлен всякими вкусными блюдами, но что не возьмет дед, все в чужой рот попадает. Разозлился дед, забыл страх, стал ругаться страшной бранью. Нечисть расхохоталась, а одна ведьма предложила деду три раза с ней в дурака сыграть: если выиграет шапка его, а проиграет - не выйдет на белый свет из пекла. Дважды дед в дураках остался, хоть и карты второй раз хорошие были, и сдавал сам. Сообразил и третий раз потихоньку перекрестил карты - и выиграл. Получил назад свою шапку, да еще и расхрабрился - коня своего назад требует, обещал перекрестить все бесовское общество святым крестом. Но ему лишь кости его коня выдали. Дед заплакал, а черти его и дали ему своего коня, конь понесся через болота и провалы, над пропастями с огромной скоростью. Дед не удержался и свалился с коня, а очнулся на крыше своего дома, весь в крови. Дома к нему бросились перепуганные дети, показывая на его мать, которая спала сидя на лавке и подпрыгивала во сне. Разбудил дед жену, ей тоже чертовщина снилась. Решил он освятить хату по возвращении и поехал к царице. Там, он насмотрелся всяких диковинных вещей и забыл о чертях. А черти отомстили ему за то, что помедлил хату освятить, каждый год ровно в тот самый день, заставляя его жену против воли плясать.
В 7 главу Н.В.Гоголь помещает небольшое лирическое отступление, в котором он рассуждает, что значит дорога для различных людей, в том числе и для писателя. Он пишет о том, что счастлив бывает тот путник, который увидит наконец после долгой дороги знакомую крышу родного дома, где его ждут. А также он говорит и том, что счастлив бывает и писатель, когда он сможет оторвать от противных, скучных характер и перейти к описанию других, достойных..."В дорогу! в дорогу..Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей её беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает писатель это лирическое отступление.