Романтики не просто приобщались к природе, они стремились как бы «слиться» с нею, погрузиться в ее внутреннюю жизнь. Баратынский одним из первых передавал в своих стихах ощущение таинственной связи человеческой души с природою. Его описание водопада, например, явно отталкивается от знаменитого стихотворения Державина «Водопад» . Державин восхищен блеском, сверканием водопада, он сравнивает его с алмазной горой, жемчугом. серебром. Баратынский же, отказываясь от ярких, живописных, красочных сравнений и эпитетов, прежде всего вслушивается в тайную речь шумящего потока:
Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою…
Тургенев характеризует нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисует духовный портрет русского человека.
В решающий момент своей жизни герой оказался не на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его не взять за себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность» . Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее отторгать ложное и устремляться к истинному.
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою…
В решающий момент своей жизни герой оказался не на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его не взять за себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность» . Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее отторгать ложное и устремляться к истинному.