Чем люди живы? (На материале произведений М.Горького)Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Рассказ «Челкаш»Тезис: «Хотя со времени написания рассказа «Челкаш более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей – все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче» (Е.Б.Тагер)•Что больше всего ценит в жизни Челкаш? О какой жизни мечтает?•Найдите описание портрета героя. С какой птицей сравнивает Челкаша автор? Почему?•Какие представления о свободе у Гаврилы? Совпадают ли они с представлением о свободе Челкаша?•Что движет поступками Гаврилы? Почему в голове религиозного парня зреет замысел убийства?•Кто из героев, на ваш взгляд, духовно выше ? Тезис: «М.Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший жизнь с мрачных и неприглядных сторон. Он в свои двадцать лет увидел мир в таком разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу, возможности». (А.А.Волков)- Каков идеал человека, по М.Горькому? Докажите примерами из его произведений.-В каких горьковских образах утверждается идея беззаветной любви к людям? Тезис: «В своем творчестве Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей» (А.Н.Семенов)- Присутствуют ли эти вопросы в «Песне о Соколе», рассказах «Челкаш»? Как на них отвечает автор?Творческая работа: Поразмышляйте в эссе над вопросом об истинных ценностях человека.Рассказ «Старуха Изергиль»Тезис: «Жизнь - нетающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». (Б. Шоу)•Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»? Над чем заставил вас задуматься рассказ?•В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?«В жизни всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего Стоило ли жертвовать собой? Какую память оставил о себе Данко? (голубые искры).Творческая работа: Голубые искры попадают в сердца людей и заставляют их пылать такой же любовью к людям, какая жила в Данко. Одни люди с пылающими сердцами совершают подвиги, другие всю свою жизнь превращают в подвиг. Напишите эссе на тему «Люди с пылающими сердцами». во
Книги надо читать всегда .Много и разных Меня,например, поразила страсть к чтению М Горького ,которого,по его собственному признанию ,книги от "свинцовых мерзостей жизни"Они дали ему силы противостоять злу и стали его "университетами " Всем известно ,что Горький был энциклопедически образованным человеком ,хотя толком нигде , не учился.Эти знания и умения дали ему книги . Итак ,книги читать необходимо .Но стоит ли читать книги о войне ? Это ведь отнюдь не лёгкое чтение .Моё мнение - их надо читать обязательно ,как бы тяжело это ни было .Я помню ,читая повесть Б.Васильева"А зори здесь тихие " ,несколько раз откладывал книгу : невозможно было читать о том ,как гибли молодые ,красивые ,полные жизни девушки ,которых позвала на свою защиту Родина .И если Женя и Рита хоть что - то знали о военной жизни ,то Галя Четвертак и Соня Гурвич погибли ,потому что были неопытны ,и их страшил бой с шестнадцатью обученными и вооружёнными до зубов десантниками .Но они достойно приняли смерть на войне .А Лиза Бричкина? Её гибель в страшном болоте ничем нельзя искупить !Женщины .которым природой назначено продолжать жизнь на земле ,отдают её ,чтобы "убить войну".Это был бой местного значения ,но из таких боёв ,где каждый жертвовал собой ,сложилась наша общая победа ,где никто "не постоял за ценой".Вот именно для того ,чтобы знать ,как страшна и жестока война ,надо читать книги о войне .Возможно ,тогда войн не станет .Во -вторых ,книги о войне повествуют нам об исторических событиях Где ещё можно узнать об этом ? Вот роман Толстого "Война и мир" .Это книга о героическом моей родины ,которым можно гордиться .И писатель дал мне это ощущение - гордости за свою страну ,свой народ .После этого романа мы знаем ,как ведут себя в годину тяжких испытаний подлинные патриоты ,такие как Болконский ,Безухов .Каким был народный полководец Кутузов . И наш противник Наполеон.Мне понятно стало ,что не"зима , Барклай иль русский Бог"(А.С .Пушкин),а вся страна ,каждый человек ,дружно навалившись ,свернули шею европейскому монстру .И я этим горжусь .А без прочтения романа .я не узнал бы этих славных героических фактов .В- третьих ,книги о войне нужно читать ,потому что они дают нам образцы поведения человека на войне .Мы видим несломленного солдата Андрея Соколова ("Судьба человека" Шолохов ) . И видим труса и подонка Рыбака ("Сотников"В.Быков ) .Читая эти книги ,мы для себя делаем нравственный выбор ,чтобы верно поступить ,если нас позовёт Родина .таким образом ,можно сделать вывод ,что "чтение - лучшее учение",чтобы человек был человеком .Ведь только ему даровано это умение - познавать мир через книги .В этом ряду достойное место принадлежит книгам о войне ,о которых я писал сегодня .накануне 70 - летия победы нашей страны над фашизмом.Книги о войне - это тяжёлое ,но необходимое для воспитания человека чтение .