Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
В то лето автор охотился на тетеревов в Чернском уезде Тульской губернии. Стоял прекрасный июльский день, охота была удачной. К вечеру, решив возвратиться домой, он заметил, что места вокруг незнакомые. Побродив вокруг в поисках дороги, охотник понял, что заблудился. Между тем наступил вечер. Наконец, взобравшись на очередной холм, он увидел вдали костер и людей, ходивших возле него. Спустившись с холма и приблизившись к огню, он увидел крестьянских ребятишек, стороживших табун. В этих местах лошадей, не наевшихся жарким днем, отпускают на пастбище до следующего утра под охраной ребят. Мальчишек было пятеро, с ними две большие собаки. Охотник познакомился с ними, попросил разрешения переночевать и тихо улегся под кустом. Ребятишки сначала стеснялись, потом привыкли и перестали обращать на чужака внимание и продолжили прерванный разговор. Охотник незаметно наблюдал за ними.
Костя – один из младших мальчиков, возрастом около десяти лет, был маленьким и бедно одетым. Вид у него был задумчивый и печальный. Худое маленькое личико с заостренным книзу подбородком украшали большие черные блестящие глаза. «Они как бы хотели что-то высказать, для чего на языке его не было слов». Сидел он у костра, опустив голову и глядел куда-то вдаль. А ребятишки тем временем говорили о нечистой силе. Костя включился в общий разговор с рассказом о русалке, которую видел один из сельчан. Рассказ был очень образный, поэтический, изобиловал подробностями…Как будто Костя сам при этом присутствовал. Отмечается и наблюдательность мальчика: сравнивая русалку с рыбами, он показал немалое знание их.
Костя, более трусливый чем старшие мальчики, боится волков и нечистой силы. Однако это не мешает ему проявлять любознательность - расспрашивать товарищей и о том, видели ли здесь волков; и о том, когда можно увидеть покойников. Когда к костру подлетел голубь, одному Косте пришло в голову сравнение его с праведной душой, летевшей на небо. И спросить подтверждения у старших товарищей. Услыхав испугавший его крик цапли, он сразу вспомнил загадочный и печальный звук, что слышал как-то близко от заросшего камышами бучила. И спросил мнение старших. Когда ему сказали, что там одного из сельчан утопили воры и «может быть это его душа жалобится», признался, что если бы знал об этом, то испугался бы еще больше.
Кроме того, Костя жалостливый человек. Вспомнив про утонувшего мальчика Васю, он жалеет и его, и его мать, которая «с тех пор не в своем уме. И так он сочувственно и проникновенно рассказывает про них, что и нам их жаль. А еще мы сочувствуем мальчику с тонкой, эмоциональной и ранимой душой, наивному и доверчивому. Ведь родись он не в бедной крестьянской семье и получи хорошее образование – мог бы вырасти известным писателем или художником.
Источник: Образ и характеристика Кости из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
В то лето автор охотился на тетеревов в Чернском уезде Тульской губернии. Стоял прекрасный июльский день, охота была удачной. К вечеру, решив возвратиться домой, он заметил, что места вокруг незнакомые. Побродив вокруг в поисках дороги, охотник понял, что заблудился. Между тем наступил вечер. Наконец, взобравшись на очередной холм, он увидел вдали костер и людей, ходивших возле него. Спустившись с холма и приблизившись к огню, он увидел крестьянских ребятишек, стороживших табун. В этих местах лошадей, не наевшихся жарким днем, отпускают на пастбище до следующего утра под охраной ребят. Мальчишек было пятеро, с ними две большие собаки. Охотник познакомился с ними, попросил разрешения переночевать и тихо улегся под кустом. Ребятишки сначала стеснялись, потом привыкли и перестали обращать на чужака внимание и продолжили прерванный разговор. Охотник незаметно наблюдал за ними.
Костя – один из младших мальчиков, возрастом около десяти лет, был маленьким и бедно одетым. Вид у него был задумчивый и печальный. Худое маленькое личико с заостренным книзу подбородком украшали большие черные блестящие глаза. «Они как бы хотели что-то высказать, для чего на языке его не было слов». Сидел он у костра, опустив голову и глядел куда-то вдаль. А ребятишки тем временем говорили о нечистой силе. Костя включился в общий разговор с рассказом о русалке, которую видел один из сельчан. Рассказ был очень образный, поэтический, изобиловал подробностями…Как будто Костя сам при этом присутствовал. Отмечается и наблюдательность мальчика: сравнивая русалку с рыбами, он показал немалое знание их.
Костя, более трусливый чем старшие мальчики, боится волков и нечистой силы. Однако это не мешает ему проявлять любознательность - расспрашивать товарищей и о том, видели ли здесь волков; и о том, когда можно увидеть покойников. Когда к костру подлетел голубь, одному Косте пришло в голову сравнение его с праведной душой, летевшей на небо. И спросить подтверждения у старших товарищей. Услыхав испугавший его крик цапли, он сразу вспомнил загадочный и печальный звук, что слышал как-то близко от заросшего камышами бучила. И спросил мнение старших. Когда ему сказали, что там одного из сельчан утопили воры и «может быть это его душа жалобится», признался, что если бы знал об этом, то испугался бы еще больше.
Кроме того, Костя жалостливый человек. Вспомнив про утонувшего мальчика Васю, он жалеет и его, и его мать, которая «с тех пор не в своем уме. И так он сочувственно и проникновенно рассказывает про них, что и нам их жаль. А еще мы сочувствуем мальчику с тонкой, эмоциональной и ранимой душой, наивному и доверчивому. Ведь родись он не в бедной крестьянской семье и получи хорошее образование – мог бы вырасти известным писателем или художником.
Источник: Образ и характеристика Кости из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение