Во и задания:
1) Какую роль в творческом развитии Заболоцкого сыграли ОБЭРИУты?
2) Сформулируйте художественные принципы этой литературной группы.
3) Как менялось творчество Заболоцкого в 30-е – 50-е гг. ХХ в.?
4) Почему его можно назвать поэтом-философом?
5) Сформулируйте идею и философский смысл трёх – четырёх прочитанных стихотворений.
6) Что можно сказать о лирическом герое в этих стихах?
Серёжа – один из главных героев рассказа А. И. Куприна «Белый пудель»; двенадцатилетний мальчик-сирота, которого Мартын Лодыжкин забрал у какого-то забулдыги лет пять назад; верный товарищ Лодыжкина и пуделя Арто. Персонаж Серёжи не случайно показан в этом рассказе. Автор противопоставляет его другому мальчику, который хоть и младше него, но уже разбалован всеми жизненными благами, а потому не умеет ценить то, что имеет. Антипод героя – мальчик по имени Трилли, которого заласкали родители и прислуга.
Всего этого с детства был лишен Сережа, поэтому он знает цену куску хлеба и трепетно относиться к своему другу и благодетелю шарманщику Лодыжкину. Сережа по натуре добрый и отважный мальчик. У него нет хорошей одежды, а обуви вообще нет, но он не унывает и продолжает вместе с группой друзей бороздить побережье Крыма, демонстрируя людям акробатические трюки. У него одно только потертое трико, поэтому Лодыжкин мечтает, как только заработает побольше денег, купить мальчику новый костюм.
Мы с Вами встречались в самом начале сказки, которая входит в рассказ Галины Васильевны Черноголовиной "Сказка об одном зернышке".
Я - то самое зернышко, которое нашел младший брат. Я помню, что вы с братом смеялись над младшим, не веря, что его находка в чем-то ему. Посмеявшись, Вы ушли своей дорогой, унося найденный Вами мешок золота, не подумав даже выделить несколько монеток младшему.
Тяжело ему пришлось. Даже жалел сначала единственное зернышко в землю бросить.Только, когда колос из него созрел, он понял, что добро надо не копить, а приумножать. И это касается не только зерен, но и таланта, которым надо делиться с другими, и доброго сердца, отзывчивого на другим.
Младший брат сумел мудро распорядиться своей находкой. Много лет, конечно пока из одного зернышка тонны получились. Много и сил вложил. За его трудолюбие, терпение и неунывающий нрав полюбила брата и пошла за него хорошая девушка, когда еще только мешок зерен был у него. Потом детки выросли. Сейчас уже и внучата семь городов и семь сел отстроили! И ведь хватает полученного от меня зерна, чтобы всех прокормить. А поля и урожаи все растут.
Но задумчив стал младший брат. Хочет на старости лет с братьями встретиться. Теперь он уж не бедный родственник. И ничего ему от вас не надо, только родителей вместе вспомнить, да про жизнь поговорить.
Приезжайте, мы будем рады.
И на меня, посмотрите. Я ведь не пропало! Хозяин от каждого урожая осенью одно зернышко в золотую шкатулку кладет, а по весне его с почестями высаживает. История эта каждому зернышку передается и каждое из миллиарда новых зерен - то самое, единственное.
До свидания! До скорой встречи!
Зернышко.