Во и задания к «Тринадцатому подвигу Геракла».
1. Почему рассказ так назван?
2. Перечитайте.
«Позже я заметил, что почти все люди боятся показаться смешными. Особенно боятся показаться смешными женщины и поэты они слишком боятся и поэтому иногда выглядят смешными. Зато никто не может так ловко выставить человека смешным, как хороший поэт или хорошая женщина».
3. Согласны ли вы с тем, что почти все люди боятся показаться смешными? Почему?
4. Можно ли смеяться над человеком как над личностью? А можно ли смеяться над его поступками?
5. Почему автор говорит, что особенно боятся показаться смешными женщины и поэты? Это так?
6. Прочитайте и составьте со словом предложение.
Спесь – это надменность и высокомерие.
7. Перечитайте.
«Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого.
Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны. Обзаведись они вовремя шутами (надо хотя бы от дурака слышать правду), может быть, им удалось бы продержаться еще некоторое время. А так они надеялись, что в случае чего гуси Рим. Но нагрянули варвары и уничтожили Древний Рим вместе с его императорами и гусями».
8. Считаете ли вы, что иногда нужно относиться к себе с иронией? Почему это бывает полезно?
9. Как вы понимаете фразу «Надо хотя бы от дурака слышать правду»? Согласны ли вы с этим?
10. Перечитайте.
«Я, понятно, об этом нисколько не жалею, но мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».
11. Как вы понимаете фразу «Он закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?
12. Почему автор считает это необходимым?
відповідь:
автор неодноразово використовує анафору, повторюючи рядки віршів. цей прийом є відчути присутність приспіву, надати ще більшої виразності певним поетичним рядкам. римованість дозволяє легко запам'ятати не тільки вірш, а і його мелодійне звучання. порівняння та синоніми роблять слова проникливими та душевними:
і твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,
і засмучені очі хороші твої.
звісно, не тільки побудова та художні засоби прославили ці пісні. поезія малишка дуже змістовна, як віковічна українська народна пісня. вона про «вічні» та «широкомасштабні» теми: про рідну матір, материнську любов, порадницю в житті школяра - вчительку, отчий поріг, щирі почуття, життєві обереги. саме в піснях, які співає народ, закладена невмирущість поезії автора.
говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. и пушечная канонада не могла заглушить его. никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. известный журналист александр верт, который почти всю войну провел в советском союзе, в книге "россия в войне 1941 –1945 гг. " свидетельствовал: "россия также, , единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как симонов и сурков, читал во время войны буквально каждый". уже на третий день войны было опубликовано стих-е в. лебедева-кумача "священная война", на кот. сразу откликнулся вдохновенной музыкой композитор а. александров. (впервые исполн. на вокзале 27 июня 1941 г.) .
потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: сергей наровчатов, михаил луконин, михаил львов, александр межиров, юлия друнина, сергей орлов, борис слуцкий, давид самойлов, евгений винокуров, константин вашенкин, григорий поженян, булат окуджава, николай панченко, анна ахматова, муса джалиль, петрусь бровка и многие другие. стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. в них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
мусса джалиль в 1942 году тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста.
в годы вов написаны сти-я:
м. исаковский "в прифронтовом лесу", "огонек", "девичья песня", "лучше нету того цвету", "услышь меня, хорошая", "снова замерло все до рассвета", "слово о россии", " женщине", "круши, карай неистовую силу! ".
а. фатьянов "на солнечной поляночке", "соловьи", "давно мы дома не были".
а. сурков - цикл стихотворений "письма в далёкое"(куда вошло известное сти-е, котор. стало песней "в землянке").
к. симонов - цикл стихов "с тобой и без тебя", стих-е "родина", "ты помнишь, алеша, дороги ", "убей его! "
а. сурков "россия", "вперёд! в наступленье! назад ни шагу! ", "предчувствие весны".
о. берггольц "февральский дневник" (1942 г. , февраль) , который построен как разговор автора с ленинградцами.
м. светлов "итальянец".
м. алигер "зоя" (поэма) , расказывающая о подвиге московской комсомолки зои космедемьянской.
п. антокольский "сын" (поэма) - поэтический реквием, в котором отец стремился выразить не только свою любовь и горе, но и страдания миллионов отцов и матерей погибших воинов. и еще много-много других.
поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.
коль обо мне тебе весть принесут,
скажут: "изменник он! родину предал", –
не верь, дорогая! слово такое
не скажут друзья, если любят меня.
я взял автомат и пошел воевать,
в бой за тебя и за родину-мать.
тебе изменить? и отчизне своей?
да что же останется в жизни моей?
м. джалиль