Во и задания по рассказу Толстого «После бала»
1. Найдите в тексте произведения изобразительно-выразительные средства, при которых передается сила чувств (восторга, влюбленности, а потом тоски, стыда и ужаса) Ивана Васильевича.
2. С какой целью автор использует единоначатие, анафору («Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым»)?
3. Сопоставьте два портрета полковника. Какие детали подчеркивает автор в каждом из них? Как это характеризует отца Вареньки?
4. Объясните поведение полковника после того, как он увидел Ивана Васильевича. Почему он «поспешно отвернулся»?
5. Можно ли назвать полковника человеком двуличным? Докажите свою точку зрения.
6. Почему «сильная любовь» Ивана Васильевича постепенно угасла?
7. Перечитайте портрет Вареньки. Объясните, на основе каких художественных средств формируется отношение читателя к этому персонажу.
8. Почему Иван Васильевич после увиденной экзекуции отказывается служить? Как это характеризует героя?
9. Определите вид композиции произведения. Вспомните произведения с аналогичным построением частей произведения. Как вид композиции понять авторский замысел произведения?
10. Назовите основные сюжетно-композиционные элементы произведения. В какие моменты сюжетного действия наиболее ярко выявляется позиция автора?
11. Первоначально Л.H. Толстой назвал новеллу «Дочь и отец». Как вы думаете, почему автор изменил название? Как название произведения понять авторскую позицию?
Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины.. .
Единственное, что не может поглотить и превратить в прах время - это книги, бесценные фолианты былой и новой культуры, хранящие в себе историю многих тысячелетий.
Книги писались всегда. Исчезали в песке Небытия длинноногие годы, эпоха сменяла эпоху, литература менялась, а смысл... смысл всегда оставался тем же. Любовь, надежда политика.. . И в XVIII, и в XXI веках люди задумывались и по сей день думают о похожих вещах, ведь именно они и содержат в себе ЖИЗНЬ - то, что таит в себе смысл человеческого существования.
Но несмотря на схожий "сюжет", знакомую всем идею, в современно мире сложно воспринимать литературу столетий. Классицизм, подчеркивающий гармонию формы и содержания, сентиментализм, в котором ныне безмолвная природа расцветает вместе с героями произведений - всё это кажется лишь сказкой, миражом, выдумкой гениального автора, вовсе не похожей на жизнь людей XXI века.
Впрочем, нельзя судить литературу старого времени только с "проблемной" стороны. Возьмём, к примеру, замечательную повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Нежная история о горячей любви, апогеем которой является смерть главной героини, затрагивает душу каждого читателя. Пробегая глазами трепетные строки, мы задумываемся не только о судьбе крестьянки Лизы, но и о многих людях, что отдали свои жизни, не пережив предательства любимых. И посудите сами - разве в наше время не было подобных трагедий? Жизнь, сменяя эпохи, почти никогда не меняет своего хода. По крайней мере, пока.
Книги, написанные в XVIII веке поистине потрясающи. Настоящая дружба, благородные поступки.. . Букет эмоций, собранный писателем, благоухает и по сей день. Данные литературные цветы никогда не засохнут, ведь их смысл, нравоучения современному человеку уже долгие годы, и, конечно, это ещё не предел.. .
Писателям и поэтам XXI столетия никогда не достичь той высокой планки, что когда-то создали их предшественники - гениальные люди, написавшие вечные произведения. И думаю, стоит воспринять это как данность, и поверить времени. Ведь только оно решает, какое произведение в литературе будет ЖИТЬ.
Описание отношения госпожи Простаковой к ее сыну Митрофану
Тема материнской любви в комедии "Недоросль" Фонвизина
О слепой материнской любви в "Недоросле":
"...сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы. <...>
Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. <...> Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее."