Те указания, которые даёт городничий своим чиновникам, показывают, что Антон Антонович прекрасно видит все те правонарушения, которые допускают чиновники в своей работе: казнокрадство, взяточничество. Городничий понимает, что его подчинённые пренебрегают своими служебными обязанностями, но ничего не предпринимает для того, чтобы исправить положение, потому что сам казнокрад и взяточник, сам свою должность государственного чиновника довольно высокого ранга превратил в кормушку.Даже получив известие о приезде ревизора, Антон Антонович не требует от своих подчинённых навести полный порядок в подведомственных им учреждениях. Он требует, чтобы внешне всё выглядело вполне респектабельно, а потом, после отъезда высокого чиновника, можно и на лужу посреди площади не обращать внимания, и гусей в подведомственных учреждениях вновь завести, и арапник на самом видном месте повесить, и больных содержать на сущие гроши, львиную долю пожертвований положив в свой карман… А главное – можно продолжать запускать нечистые руки в государственный карман и брать взятки, ведь приличная часть этих неправедно полученных денег окажется у самого городничего.
«Мильон терзаний (Критический этюд) » была написана в 1872 году с необычными для Гончарова быстротой и страстностью. Его мысль развивалась столь последовательно, облекаясь в отточенные формы, именно потому, что интерпретация обдумывалась многие годы (начиная со студенческих лет) в диалоге-споре с глубоко почитаемыми авторами и только в итоге случайного толчка — посещения бенефиса актера И. И. Монахова (декабрь 1871 года) — вылилась на бумагу. Сразу по публикации статья Гончарова была оценена как «лучшая критическая статья в нашей литературе о значении и достоинствах «Горя от ума» . Никто так смело и так правдиво не очертил Чацкого, никто так полно не понял его, никто не сделал таких сопоставлений, как Гончаров» .