Роман А. С. Пушкина «Дубровский» школьники изучают в шестом классе. Конечно, хорошо, что прикосновение к шедеврам пушкинской прозы происходит так рано. Поэтому честь и хвала составителям школьной программы.
Однако задумаемся: что поймёт двенадцати-тринадцатилетний человек, прочитав произведение? В основных моментах сюжета, безусловно, разберётся. Без труда перескажет ключевые сцены: ссора Троекурова и Дубровского-отца, болезнь и смерть последнего, месть Дубровского-сына отцовскому обидчику, затем любовь Владимира к Маше и печальная развязка. Не исключено, что кропотливый учитель приведёт своих подопечных к постижению – хотя бы частичному – авторской мысли, научит на благодатном материале романа характеризовать и сопоставлять героев, находить выразительные средства и т.п. И всё же роман не рассчитан на детское восприятие – с ним нужно знакомиться, имея за плечами хоть какой-то жизненный опыт.
Одиннадцатиклассник возвращается к роману «Дубровский» при подготовке к ЕГЭпо литературе. Когда дело идёт к совершеннолетию, эта книга становится понятнее, а переживания героев – ближе. Правда, нехватка времени (да и желания – что греха таить!) не всегда позволяет выпускнику до конца проникнуться атмосферой пушкинского произведения.
Отсюда вывод: чтобы понять и полюбить роман «Дубровский», его желательно прочитать, будучи взрослым — когда позади школа и вуз, когда никто не требует, не подгоняет, не навязывает хрестоматийных формулировок и шаблонных мыслей. Тогда появляется возможность читать по-настоящему – размышляя и наслаждаясь прекрасным пушкинским языком. А прочитав – получить эстетическое удовольствие от фильмов, снятых по роману.
Предлагаем посмотреть две экранизации романа «Дубровский» — старую (1936 года) и современную, созданную в 2014 году. Каждый из фильмов по-своему ценен и интересен. Первый – одно из замечательных произведений советского кинематографа. Второй – свидетельство того, что и в двадцать первом столетии проблемы, затронутые Пушкиным в романе, остаются актуальными (действие произведения перенесено в наши дни).✍
Удивительна непреодолимая сила характера Чичикова, его не растеряться под сокрушительными ударами судьбы, готовность начать все сначала, вооружиться терпением, вновь ограничить себя во всем, вновь вести трудную жизнь. Свое философское отношение к превратностям судьбы он выразил словами пословиц: «Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать» .
Готовность на любые авантюры ради денег делает Чичикова поистине «героем копейки» , «рыцарем наживы» . Ниспровергнутый в очередной раз в общественном мнении, но не разоблаченный Чичиков, благополучно покидает губернский город, увозя с собой купчие на двести с лишним ревизских душ, которые он собирается заложить в опекунский совет и получить за них четыреста тысяч капитала.
Этот капитал должен стать основой процветания для него самого и его потомства. Чичикова, торгующего ничем и покупающего ничто, не беспокоит отсутствие логики в его стремлении построить свое благополучие на пустом месте. Созданный Гоголем образ нового человека, появившегося в русской действительности, не является добродетельной личностью к самоотверженным поступкам ради высоких идеалов, а хитрый плут, совершающий свои проделки в обманывающем и обманутом мире.
Он как зеркало, в котором отражается неблагополучное состояние социальной и духовной жизни нации. Это неблагополучие, запечатленное в характере центрального персонажа, в конечном счете, и сделало его существование возможным.
Читать полностью по ссылке : Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова
Однако задумаемся: что поймёт двенадцати-тринадцатилетний человек, прочитав произведение? В основных моментах сюжета, безусловно, разберётся. Без труда перескажет ключевые сцены: ссора Троекурова и Дубровского-отца, болезнь и смерть последнего, месть Дубровского-сына отцовскому обидчику, затем любовь Владимира к Маше и печальная развязка. Не исключено, что кропотливый учитель приведёт своих подопечных к постижению – хотя бы частичному – авторской мысли, научит на благодатном материале романа характеризовать и сопоставлять героев, находить выразительные средства и т.п. И всё же роман не рассчитан на детское восприятие – с ним нужно знакомиться, имея за плечами хоть какой-то жизненный опыт.
Одиннадцатиклассник возвращается к роману «Дубровский» при подготовке к ЕГЭпо литературе. Когда дело идёт к совершеннолетию, эта книга становится понятнее, а переживания героев – ближе. Правда, нехватка времени (да и желания – что греха таить!) не всегда позволяет выпускнику до конца проникнуться атмосферой пушкинского произведения.
Отсюда вывод: чтобы понять и полюбить роман «Дубровский», его желательно прочитать, будучи взрослым — когда позади школа и вуз, когда никто не требует, не подгоняет, не навязывает хрестоматийных формулировок и шаблонных мыслей. Тогда появляется возможность читать по-настоящему – размышляя и наслаждаясь прекрасным пушкинским языком. А прочитав – получить эстетическое удовольствие от фильмов, снятых по роману.
Предлагаем посмотреть две экранизации романа «Дубровский» — старую (1936 года) и современную, созданную в 2014 году. Каждый из фильмов по-своему ценен и интересен. Первый – одно из замечательных произведений советского кинематографа. Второй – свидетельство того, что и в двадцать первом столетии проблемы, затронутые Пушкиным в романе, остаются актуальными (действие произведения перенесено в наши дни).✍
Готовность на любые авантюры ради денег делает Чичикова поистине «героем копейки» , «рыцарем наживы» . Ниспровергнутый в очередной раз в общественном мнении, но не разоблаченный Чичиков, благополучно покидает губернский город, увозя с собой купчие на двести с лишним ревизских душ, которые он собирается заложить в опекунский совет и получить за них четыреста тысяч капитала.
Этот капитал должен стать основой процветания для него самого и его потомства. Чичикова, торгующего ничем и покупающего ничто, не беспокоит отсутствие логики в его стремлении построить свое благополучие на пустом месте. Созданный Гоголем образ нового человека, появившегося в русской действительности, не является добродетельной личностью к самоотверженным поступкам ради высоких идеалов, а хитрый плут, совершающий свои проделки в обманывающем и обманутом мире.
Он как зеркало, в котором отражается неблагополучное состояние социальной и духовной жизни нации. Это неблагополучие, запечатленное в характере центрального персонажа, в конечном счете, и сделало его существование возможным.
Читать полностью по ссылке :
Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова