Во по рассказу В. Г. Распутина "Красный день"
1. Как автор показал, что мальчик приложил большие усилия, чтобы матери?
2. Почему поступок сына вызвал слезы радости у матери?
3. С какими чувствами автор рассказывает о своем послевоенном детстве и запомнившемся ему "красном дне"?
Объяснение:
. Замятин, осмысливая революционные события, прервавшие мирную жизнь людей, поднимает нравственные проблемы этого (и своего) времени, когда в стремительно распространяющейся ситуации ура-нигилизма происходила подмена понятий добра и зла.
Общественно-политические взгляды Замятина имели гуманистическое основание – любовь к человеку, боль за его страдания. За год до написания рассказа «Пещера», в 1919 г., в газете «Завтра» он писал: «Война империалистическая и война гражданская – обратили человека в материал для войны, в нумер, в цифру… Умирает человек. Гордый homo erectus становится на четвереньки, обрастает клыками и шерстью, в человеке – побеждает зверь. Возвращается дикое средневековье, стремительно падает ценность человеческой жизни… Нельзя больше молчать». Он и не молчал, рассказав о трагедии, переживаемой людьми в революционном Петрограде, предстающим как возвращение к пещерному веку.
Писатель описывает историю, как будто произошедшую много веков назад, когда был еще Петербург, а теперь «между скал» (здесь и далее рассказ цитируется по изд.: збранное. М.: Правда, 1989; в скобках указывается номер страницы) бродит «серохоботый мамонт» (стр. 411), а люди от холода, отступают в пещеры. Но уже фраза о том, что люди завернуты в шкуры, в одеяла, пальто, содержащая перечисление ушедших в историю и современных реалий, уничтожает многовековую дистанцию между будущим, из которого якобы слышится голос рассказчика, и , являющимся только на первый взгляд предметом рассказывания. Остается настоящее, но сравнимое, на основании исчезающих на глазах примет цивилизации, с глубокой стариной. И будущее, в котором не будет уже ничего от отмирающего настоящего, мало чем будет отличаться от первобытного периода истории.
Показав частную судьбу Маши и Мартина, оказавшихся на грани жизни и смерти, автор раздвигает рамки этого конкретного случая, делая повествование многоплановым, рассчитанным на небуквальное восприятие. Метафоричность изложения влечет за собой постоянную изменчивость пространственно-временных границ художественного мира произведения. Не воспроизводя весь поток революционного времени и картины жизни многих людей, по крайней мере жителей Петрограда, автор выбирает наиболее показательный фрагмент – суровую осень периода гражданской войны, переживаемую и пережидаемую людьми в одном доме. Но, вводя в повествование и формы абстрактного времени: когда-то, недавно, давно, «а помнишь», он заставляет видеть более широкую панораму не только жизни данных героев, но и других людей – в доме, в городе, стране, –но панораму в обратной перспективе, обращенную не в будущее, а в .
Объяснение:
1.Швондер обращается к профессору Преображенскому с
требованием "уплотниться": общее собрание решило,
что профессор вполне может отказаться от двух комнат-
столовой и смотровой, в результате чего профессор должен
был бы принимать пищу в спальне и оперировать там же,
где режет кроликов. Швондеру такое положение кажется
вполне естественным, так же как и то, что потребности
человека определяет не он сам, а общее собрание.
Уравниловка, неуважение к индивидуальности-таковы
жизненные принципы Швондера.
2.Профессор, догадываясь о цели визита представителей
домкома, всячески оттягивает начало разговора о сути дела,
спорит по маловажным для них вопросам, поучает гостей.
– В спальне принимать пищу, – заговорил он придушенным
голосом,
– в смотровой – читать, в приемной – одеваться, оперировать –
в комнате прислуги, а в столовой – осматривать?
Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть,
она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной.
Может быть... Но я не Айседора Дункан!! – вдруг рявкнул он, и
багровость его стала желтой.
– Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной!
Передайте это общему собранию, и покорнейше вас
вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность
принять пищу там, где ее принимают все нормальные люди,
то есть в столовой, а не в передней и не в детской.
"Товарищи" и господа" находятся на разных общественных
полюсах, между ними идет непримиримая борьба.
И, как мы видим из текста главы, они и в быту не могут скрыть
неприязни, раздражения и даже ненависти по отношению друг
к другу.
"Неприязненно встретил гостей Филипп Филиппович.
Он стоял у письменного стола и смотрел, как полководец
на врагов. Ноздри его ястребиного носа раздувались.
Вошедшие топтались на ковре".
В противостоянии профессора Преображенского и председателя
домкома Швондера отражение основного конфликта повести,
конфликта между двумя противостоящими социальными
классами.