Во Вы прочитали рассказ "Дама с собачкой". Чего вы ожидали от произведения с таким названием? Какие ваши ожидания оправдались? Что в этом рассказе Чехова показалось вам странным?
2. Какие художественные детали в рассказе особенно важны для прояснения ситуации, в которой оказались герои, и для понимания авторской позиции? Выпишите и систематизируйте эти детали.
1. У Чехова рассказы часто имеют заглавия, которые не связаны прямо с проблематикой произведения, не являются "говорящими", как, например, "Война и мир" или "Мёртвые души". Это одна из особенностей прозы Чехова. Встреча с Анной Сергеевной ("дамой с собачкой") при всей первоначальной обыденности и прозаичности стала для Гурова поворотным моментом внутренней жизни.
2. Главный прием, которым пользуется Чехов во всех
своих рассказах-это деталь.
Роль детали в поэтике Чехова многосложна.
Деталь важна как для раскрытия образа героя,
так и для выражения авторской позиции.
В “Ионыче”, деталь является важнейшей формой
проявления авторского голоса.
Но и этим функции детали не ограничиваются.
В рассказах Чехова детали могут быть “значимыми” и
“незначимыми”.
Это свойство как портретной, так и пейзажной детали.
Обращаясь к портретной характеристике,
Чехов не отбирает детали по значимости, подбор деталей
никак не мотивируется, портрет “воспроизводится”
как нечто существующее самостоятельно,
законченное” не зависящее от замысла автора.
Именно детали, являясь неотъемлемой “принадлежностью”
личности героя Чехову выявить индивидуальное.
Множество художественных деталей встречается в речи персонажей.
Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь
важное значение, тем более если она стоит в соответствующем
обрамлении.
Например, после неудавшегося свидания Старцев думает
не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим:
“Ох, не надо бы полнеть! ”
Или когда он ждал ее, а она долго не выходила,
Старцев размышлял о приданом:
“А приданого они дадут, должно быть, немало”.
Эта деталь показывает начало деградации героя:
его душа очерствела, он уже не был любить
по-настоящему.
Чехов не указывает прямо на полную деградацию своего
героя, а демонстрирует инертность его натуры с
такой детали, как езда на тройке с бубенчиками,
ибо он “неохотно ходил пешком”, а о его замкнутости и
нелюдимости мы судим по глупой кличке,
которую ему дали в городе - “поляк надутый”,
хотя, как замечает автор, Старцев “никогда поляком не был”.
В маленьком рассказе "Тоска" Чехоа передал большое
количество информации .
Художественная деталь сокращению
объема. Чехов опускал такие важные сведения,
как родословная, биография героев.
Основным средством характеристики был портрет,
хотя он тоже не соответствовал привычному представлению.
Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное,
писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие
детали, и этого было достаточно для яркого представления
образа в целом.
Например, он называет лошадь лошаденкой.
Только суффикс появился, а читатель видит эту старую,
заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую,
как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость.
И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.
Чехов показывает только основные, наиболее важные
моменты, а остальное опускает.
Художественная деталь ему уплотнять время.
И Чехов нигде не позволяет себе морализировать-
он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование
прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.
Писатель никогда не отзывался плохо о своих героях.
Если они ему не нравились, он показывал это с
детали.
И из маленьких штрихов, мазков создается красочная
реалистическая картина событий.