Во задания к поэме «Двеннадцать » А.Блока
Во по 1-й главе.
Какие цвета доминируют в главе, почему? Какую картину рисует поэт?
Закономерно ли еѐ появление в поэме? Почему? Какие образы появляются и
каков принцип их изображения? Почему именно таков?
Во ко 2-й и З-й главам.
Какова обстановка, в которой появляются двенадцать?
Как автор решает их образ? Почему именно так? Какова ритмическая
структура глав, какую роль она выполняет? Каково отношение двенадцати к
Ваньке и Катьке? Как вы понимает призыв «Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!»
Во к 4-6-й главам.
Почему Блок вводит историю с любовным треугольником в сюжет поэмы?
Как автор создаѐт образы Ваньки, Петрухи и Катьки? Почему он использует
именно эти приѐмы?
Во к 7-8-й главам.
Какие чувства переполняют душу Петрухи? Как сложная гамма чувств
передана в ритмике поэмы? Как реагируют красногвардейцы на поведение
Петрухи?
Во к 9-й главе.
Каково состояние Петьки в начале главы? Почему появляется образ буржуя
после драмы Петрухи? Как это связано с любовным треугольником? Почему
возникает образ пса?
Во к 10-12-й главам.
Почему опять появляется образ вьюги? Изменился ли облик двенадцати? Как
он передан в ритмической структуре глав? Почему возникает образ
голодного пса? Почему появляется образ Иисуса Христа?
Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью — в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.
Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «доброй природы» — верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека» . Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.
И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной) .
Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше.
Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».