\Истолковать себе не смел.\С ним черноокая Земфира,\Теперь он вольный житель мира,\И солнце весело над ним\Полуденной красою блещет;\Что ж сердце юноши трепещет?
любовь и измена: Земфира неверна!\ Моя Земфира охладела!...
сновидения: Алеко спит. В его уме \Виденье смутное играет;\Он, с криком пробудясь во тьме,\Ревниво руку простирает;
сцена у могилы: Могила на краю дороги \Вдали белеет перед ним...\Туда слабеющие ноги\Влачит, предчувствием томим,\Дрожат уста, дрожат колени,\Идет... и вдруг... иль это сон?\Вдруг видит близкие две тени\И близкой шепот слышит он —\Над обесславленной могилой.
месть влюбленного Алеко: Алеко, ты убьешь его! \Взгляни: ты весь обрызган кровью!\О, что ты сделал?
Черты реализма: описание быта цыган
Между колесами телег, \Полузавешанных коврами,\Горит огонь; семья кругом\Готовит ужин; в чистом поле\Пасутся кони; за шатром \Ручной медведь лежит на воле.
цыганская жизнь, занятия цыган: В одной телеге мы поедем; \Примись за промысел любой: \Железо куй — иль песни пой \И селы обходи с медведем.
Образ Петра I отразился и в поэме «Полтава» . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого». Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Пётр восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих заздравный кубок подымает. В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом: В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю «военной столицы» . Пушкин в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы. Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей протестовать. В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют «самую великую «Петриаду» , какую только в состоянии создать гений великого национального поэта.
Черты романтизма: поэтизация свободы
Как вольность, весел их ночлег \ И мирный сон под небесами;
романтические чувства и настроения, связанные с описанием природы:
Уныло юноша глядел\На опустелую равнину\И грусти тайную причину
\Истолковать себе не смел.\С ним черноокая Земфира,\Теперь он вольный житель мира,\И солнце весело над ним\Полуденной красою блещет;\Что ж сердце юноши трепещет?
любовь и измена: Земфира неверна!\ Моя Земфира охладела!...
сновидения: Алеко спит. В его уме \Виденье смутное играет;\Он, с криком пробудясь во тьме,\Ревниво руку простирает;
сцена у могилы: Могила на краю дороги \Вдали белеет перед ним...\Туда слабеющие ноги\Влачит, предчувствием томим,\Дрожат уста, дрожат колени,\Идет... и вдруг... иль это сон?\Вдруг видит близкие две тени\И близкой шепот слышит он —\Над обесславленной могилой.
месть влюбленного Алеко: Алеко, ты убьешь его! \Взгляни: ты весь обрызган кровью!\О, что ты сделал?
Черты реализма: описание быта цыган
Между колесами телег, \Полузавешанных коврами,\Горит огонь; семья кругом\Готовит ужин; в чистом поле\Пасутся кони; за шатром \Ручной медведь лежит на воле.
цыганская жизнь, занятия цыган: В одной телеге мы поедем; \Примись за промысел любой: \Железо куй — иль песни пой \И селы обходи с медведем.
разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг
с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в
отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше
вдохновленный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название
поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая
на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним
«из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого».
Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в
стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев
торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18
века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и
как бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой.
Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное
и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что
и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его
дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.
Пётр восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает,
И за учителей своих заздравный кубок подымает.
В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом: В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.
Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле
памятник Петру Великому, основателю «военной столицы» . Пушкин в «Медном
всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у
Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет
их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов
его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу
пустынных волн» Невы.
Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных
событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в
государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений
жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим
жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести,
жалок в своём безумии и высок в своей протестовать.
В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют
«самую великую «Петриаду» , какую только в состоянии создать гений великого
национального поэта.