Вопрос по поэме «Песня про Царя Ивана Васильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова» Как описан в поэме русский быт того времени?Найдите и прочитайте описания царского двора,купеческого дома.Какие детали русского быта,относящиеся ко времени правления Ивана Грозного,вы можете отметить в репродукциях картин русских художников,помещённых в учебнике?
Беликов жил и мыслил «футлярно» , то есть по казённым образцам, боясь отступить от правил, осуждал всё новое, говоря «... как бы чего не вышло» . Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтом, в темных очках, в «теплом пальто на вате» , с поднятым воротником, как будто хотел спрятаться, окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил Он умирает, достигнув, наконец, «своего идеала» . Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет.
Рассказ «Крыжовник» рассказ старого ветеринара Ивана Ивановича о судьбе его брата Николая. Это новый вариант «футлярного» существования, когда все помыслы человека сосредотачиваются на собственности, вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом, в котором растет крыжовник. Николая «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и копил в банк» . Он женился на старой некрасивой жене, без всякого чувства, только потому, то у неё водились деньжонки, и под старость лет достиг желаемой цели. Ну что стало с этим человеком? Постарел, располнел, обрюзг. Это уже не робкий бедняга чиновник, а новоявленный барин; говорит он одни только истины и таким тоном, точно министр: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно, телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы» . А по вечерам ест кислый, но зато свой собственный, не купленный крыжовник и все повторяет: «Как вкусно! Ах, как вкусно! Ты попробуй! »
В рассказе «О любви» живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну им же самим. Героиня боится оставить семью - ее «футляр» , герой не уверен, что может предложить ей достойную жизнь. И лишь когда наступила разлука, он понял, как было мелко все то, что им мешало любить.
Люди «маленькой трилогии» многое понимают. Они осознали безысходный тупик «футлярной жизни» . Но их прозрения чуть-чуть запаздывают. Жизнь никак не меняется.
Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! — взываю к ней;
Это тема изгнания ,тема страданий поэта на родине ,стремление видеть Италию ,побыть "под небом Африки моей"и там
Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил.
Широко известны вынашиваемые Пушкиным планы убежать за границу ( именно морем планировал он совершить побег).Роман "Евгений Онегин " был начат в Южной ссылке и приписка ( "писана в Одессе") является намёком на те времена ,когда Пушкин замышлял несостоявшийся побег и вынужден быть "двойным изгнанником ",обречённым на одной родине ( в России ) тосковать по другой родине -(Африке.)Здесь введена тема двух родин (сам А.С. Пушкин в примечании к 50-ой строфе писал":Автор со стороны матери ,происхождения африканского .Его прадед Абрам Петрович Аннибал на 8 году своего возраста был похищен с берегов Африки и привезён в Константинополь").
Средства выразительности ,используемые автором в этом отрывке ,это в первую очередь - блистательное изобретение Пушкина - "онегинская строфа",с гибкостью .лёгкостью , чёткой ритмической организацией и гениальными рифмами .
-Используются в тексте очень выразительные эпитеты - по вольному распутью .вольный бег ( воля ,свобода - мечта поэта ),скучный брег ,неприязненная стихия,сумрачная Россия ( отрицательное отношение автора к местам ,где он несвободен)
-Много высокой лексики ,что подчёркивает важность и величие испытываемых чувств несвободы (взываю ,ветрила,риза ,брег ,полуденных) ,
-Контекстуальные антонимы - страдал - любил
-Риторические восклицания и риторические вопросы придают строфе эмоциональность
-Метафоры ( риза бурь ,и средь полуденных зыбей с волнами споря ,сердце похоронил)
-фразеологизмы ( придёт ли час? )
-Анафора ( Где я страдал, где я любил,Где сердце я похоронил.) Последние строки и сами стали афоризмом .
Вывод .Пушкин гениален во всем .Он мастер стихотворения ,мастер выражения чувств и эмоций сотни лет ,а мы читаем поэта ,сострадаем ему .любим его .Он нам в жизни.