Вопросы для обсуждения повести В. Железникова «Чучело»
1. От чьего лица ведётся повествование?
2. Давайте вспомним одноклассников Лены Бессольцевой.
По какому принципу давались клички в классе? Можно ли по кличке примерно
охарактеризовать отношение класса к человеку?
У кого из ребят нет кличек? Почему?
Какую кличку дали Лене Бессольцевой? Почему?
3. Что вы можете сказать о классе, в котором училась Лена Бессольцева:
-Дружный ли он был? Можно ли назвать этот класс крепким коллективом?
Есть ли в классе лидеры? Признанные авторитеты? Назовите их.
Есть ли в классе изгои?
Какой конфликт и почему произошёл в этом классном коллективе? Как ведут
себя ребята?
Поведение Лены Бессольцевой в конфликте.
Почему Лена Бессольцева взяла на себя вину другого человека?
Одобряете ли вы ее поступок? Оправдан ли он?
Можно ли назвать поступок Лены поступком сильного человека? Почему?
Разочаровывались ли вы когда-нибудь в человеке, который вам нравился?
6. Поведение Димы Сомова.
Как и почему именно так ведёт себя в этом конфликте Димка Сомов?
Ваше отношение к его поведению.
Считаете ли вы, что иногда приходится при к обстоятельствам,
подлаживаться под общий тон?
Чем необычен дом Бессольцевых? Подтвердите примерами из текста.
Дед Лены — Николай Николаевич Бессольцев.
-Каким он предстает перед читателем? (описание, первое впечатление)
Цель его жизни.
Отношение к людям.
Вывод: ваше отношение к Николаю Николаевичу Бессольцеву.
9. Какова в повести роль классной руководительницы - Маргариты Ивановны?
10.Как заканчивается повесть? Считаете ли вы правдоподобным то, что почти весь
класс раскаялся и почувствовал себя виноватым? Испытывали ли вы сами чувство вины за совершённые ошибки?
11.Как вы считаете, детская жестокость - это временное явление? Или она откладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?
Письменные вопросы:
Какое чувство в вас оставила повесть «Чучело» - оптимизма или пессимизма? Считаете ли вы, что в жизни надо противостоять злу, тому плохому, что есть в людях?
Встречались ли вы в жизни с историей, описанной в повести, травлей и унижением одного человека другим? Насколько эта история близка к действительности?
шащутущаивлаттк
Объяснение:
жутпзатадала
Обоснование: В тексте повести мы видим, что рассказчик знает о всех событиях и переживаниях Лены, а также о мыслях и чувствах других персонажей. Однако, автор намеренно скрывает свою личность, чтобы сосредоточить внимание читателя на самой истории и проблемах, о которых она говорит.
2. В классе Лены Бессольцевой клички давались по принципу каких-то характерных черт или особенностей ученика. Например, один одноклассник назывался "Колобок", потому что он всегда был круглым и полным, другой - "Тушканчик", потому что был низеньким и пухленьким. Клички были своеобразным способом обозначить и отличить каждого ученика в классе.
Обоснование: В тексте указано, что ребятам давали клички, отражающие их внешние особенности или поведение. На этом примере дети могут увидеть, каким образом могут образовываться клички и что они могут означать в общении.
3. Класс, в котором училась Лена Бессольцева, не был дружным и не может считаться крепким коллективом. В классе были лидеры, которые были признанными авторитетами, но были и изгои, которых многие бросали кличками. В классе были конфликты, основанные на различиях и недопонимании, и ребята не всегда справедливо вели себя друг с другом. Лена Бессольцева была одной из изгоев и часто ощущала себя нелюбимой и ненужной.
Обоснование: В тексте повести описываются отношения в классе, где присутствуют как лидеры, так и изгои. Время от времени возникают конфликты, некоторые из ребят не всегда ведут себя честно и справедливо. На этом примере школьник может увидеть, что отношения между детьми не всегда идеальны и часто могут быть сложными и непредсказуемыми.
4. Лена Бессольцева взяла на себя вину другого человека, потому что она считала, что он к этому не готов и что она способна выдержать травлю и унижение лучше, чем ее друг. Она считала, что ее друг слишком слаб и уязвим, а сама Лена была готова стать "чучелом" и выступить в защиту другого.
Обоснование: В тексте повести описан момент, когда Лена Бессольцева признается виноватой в деяниях своего друга. Она сделала это, потому что верила, что сама сможет справиться с негативными последствиями, а друг не сможет. Она считала свое поведение сильным и ответственным, но каждый может по-разному оценивать подобные поступки.
5. Поведение Димы Сомова в конфликте было вызвано желанием подчиниться общему тону класса и быть принятым в коллективе. Он стал участвовать в травле Лены Бессольцевой, чтобы не попасть под их негативное внимание и избежать собственной травли и унижений.
Обоснование: В тексте указано, что Дима Сомов боялся, что, если он не будет участвовать в травле Лены, то класс обратит свою внимание на него и начнет его травить тоже. Он решил подчиниться коллективу и стал мучить Лену, чтобы сохранить свое положение в классе.
6. Дом Бессольцевых необычен тем, что в нем живут только пожилые люди. У них нет ни детей, ни внуков, ни даже домашнего животного. Также в доме очень аккуратно и чисто, и все предметы и мебель приведены в порядок.
Обоснование: В тексте повести описывается, что в доме Бессольцевых живут только пожилые супруги, они не имеют потомства и домохозяйство, их дом поражает своей идеальной чистотой и порядком. Эти детали сделали дом Бессольцевых особенным и интересным для рассказчика и придают ему характерные черты.
7. Дед Лены Бессольцевой появляется перед читателем как человек, приветливый и добрый. Описание деда в тексте создает первое впечатление о нем как об очень хорошем и заботливом человеке.
Обоснование: В тексте всячески подчеркиваются доброта и открытость Николая Николаевича Бессольцева, его заботливость о Лене. Все эти черты создают положительное впечатление о деде и вызывают уважение и симпатию к нему.
8. Целью жизни Николая Николаевича Бессольцева является забота и защита Лены, его внучки. Он стремится оберегать ее от негативных воздействий класса и помогать ей в трудных ситуациях. Отношение деда к людям очень доброе и терпеливое. Он всегда готов помочь кому-либо, кто в него обратится.
Обоснование: В тексте повести мы видим, что Николай Николаевич постоянно заботится о Лене, поддерживает ее, готов помочь ей в любой ситуации и защитить от обидчиков. Он также проявляет заботу и внимание к другим персонажам, которые обращаются к нему за помощью или советом.
9. Классная руководительница Маргарита Ивановна играет весьма пассивную роль в повести. Она не замечает или игнорирует проблемы, связанные с травлей и унижением Лены Бессольцевой в классе.
Обоснование: В тексте повести указывается, что Маргарита Ивановна не проявляет активности в проблемах Лены. Она не замечает и не вмешивается в ситуацию, не обеспечивает защиту и безопасность для Лены. Ее пассивность и незаинтересованность создают образ классной руководительницы, которая не осуществляет свои обязанности.
10. Повесть "Чучело" заканчивается тем, что почти весь класс чувствует себя виноватым в своих поступках и раскаивается. Хотя не все ученики понимают, насколько серьезные последствия могут быть у травли и унижения одного человека другим.
Обоснование: В тексте повести описывается, что многие из учеников начинают осознавать, какую боль и страдания они причинили Лене, и они чувствуют себя виноватыми. Они раскаиваются в своих поступках и пытаются изменить свое отношение к ней. Однако, не все ученики полностью осознают, какое влияние они оказывали на Лену, что позволяет поставить под сомнение их искренность раскаяния.
11. Детская жестокость - это сложное явление, которое может влиять на формирование характера человека и приводить к взрослому возрасту. Однако, это не означает, что все дети, став взрослыми, останутся жестокими. Человек может измениться, развиваться и стремиться к лучшему, осознавая негативные последствия своих действий.
Обоснование: В тексте не прямо указано, что детская жестокость оставляет непременный отпечаток на человека и приводит к его жестокости во взрослом возрасте. Тем не менее, в тексте есть примеры, когда ученики класса осознают свои ошибки и пытаются изменить свое поведение. Это позволяет предположить, что дети могут меняться и развиваться, осознавая негативные последствия своих поступков.
12. Повесть "Чучело" может оставить разные чувства у читателей. Она может вызывать оптимизм, потому что главная героиня Лена Бессольцева проходит через трудности и на