Вопросы для самопроверки: 1. В чем разница в поведении Долохова и Тимохина с его солдатами? (XX гл.)
2. В чем же видит Толстой героизм этих людей?
3. Можно ли и о Долохове сказать, что он проявил мужество, храбрость,
решительность и тем самым заслужил звание настоящего героя?
4. Кто выше по своей нравственной сущности: Долохов или Тимохин?
5. Расскажите о батарее Тушина. Для чего князь Андрей уходит на войну?
6. Изменилось ли представление князя Андрея о подвиге, о славе после
Шенграбенского сражения?
7. Чем Толстой объясняет проигрыш Аустерлицкого сражения и всей войны,
если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса героизма?
Вопросы для самоконтроля:
I. Установите соответствия между географическими названиями,
связанными с кампанией 1805–1807 гг., и событиями, произошедшими там.
Географические названия: Аустерлиц, Браунау, Брюнн, Дунай, Шенграбен.
События:
1. В этот австрийский город был послан Андрей Болконский, чтобы сообщить об
одной из первых побед в кампании 1805-го года.
2. В этом сражении русские в составе союзнической армии потерпели
поражение.
3. Эту далекую реку и голубеющие за ней горы видел Николай Ростов в
первом сражении.
4. На смотре под этим местечком Кутузов хотел «показать австрийскому
генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России».
5. В сражении в этом месте истинный героизм проявили Тушин и Тимохин.
II.Единичный/множественный выбор: Почему русская армия, с честью
выполнившая свой долг под Шенграбеном, позорно бежала под Аустерлицем?
1. Из-за густого тумана войска неожиданно столкнулись с неприятелем, и это
лишило их уверенности.
2. Русские и австрийские полководцы давали разноречивые указания, что вело к
рассогласованности действий внутри союзнической армии.
3. Солдаты не видели ясной нравственной цели сражения.
4. Комплекс причин, перечисленных в пунктах 1-3.
«Кладовая солнца» — это и накопленные солнцем природные богатства, и любовь Пришвина к человеку, к его добрым делам. Небольшая повесть Пришвина в жанровом отношении определена самим писателем как сказка-быль. Она вводит нас в гущу человеческой жизни и в мир природы — и вместе с тем это путешествие в небывалое, в сказочную страну, где добро побеждает зло. Сказка-быль Пришвина соединяет достоверность конкретного факта с поэтическим изображением мира, с поэтической условностью.
Заложенный в «Кладовой солнца» смысл выходит далеко за пределы простой истории о походе детей за клюквой в лес. И рассказ о ссоре Насти с Митрашей, и история лесника Антипыча, и мысли обо всех тех, кто по «тропе человеческой» , — все это раскрывает великую силу единения людей во имя правды. Эта мысль угадывается во всех частях произведения. Правда детей им преодолеть беду.
Все силы природы разделены автором на добрые и злые. Журавли радостно встречают победу солнца над ночью, а из глубины болота, где еще не рассеялся ночной сумрак, доносится нерадостный вой волка Серого Помещика.
Тетерев-косач радостным чуфырканьем встречает солнце, а ворон незаметно подбирается к прекрасной птице, чтобы исподтишка «долбануть» ее. Пришвин сумел с такой силой показать единство всего живого, что идея суровой вековечной борьбы людей за любовь воспринимается как призыв к добру, справедливости, миру. Поэтому явно недостаточно говорить только о том, что солнце отдает свое тепло скрытой в недрах земли энергии. Солнце — это свет и радость, любовь и великая сила единения людей во имя общего дела.
Объяснение: