Вопросы и задания ? 1. Объясните значение слов и словосочетаний: конь чубарый; богатые сени; курень; нутро. 2. На что в характере былинного богатыря прежде всего обра- щает внимание поэт? 3. Почему «ворчит Илья сердито», думая о князе Владимире? Из-за чего поселилась в сердце обида? 4. Почему Илье Муромцу «душно в Киеве», отчего там у него «киснет кровь»? 5. Что и почему заставило «старика» «просветлеть»? 6*. Как вы думаете, с какой целью А.К. Толстой обращается к былине и чем его отличается от первоисточника?
Действие в 1565 году. Благородный князь Серебряный едет из Литвы, где провел 5 лет. Никита Романович должен был выполнить царский указ –примирить два государство, и прописать в документе, но у него это так и не получилось.
Мимо небольшой деревни, он видит, как на Медведевку напали разбойники. Князь со своими воинами схватили этих людей, где выясняется, что перед ними стоят государевы опричники. Князь не может поверить, что такие бесчинства устраивают слуги государя и пытается выяснить этот вопрос у губернского старосты.
Никита Романович едет дальше, но на пути ему встречается хижина чародея, где он останавливается переночевать. В ходе долгого разговора он узнает, что его невеста изменила ему по непредвиденным обстоятельствам, и теперь она замужем.
Когда Елена Дмитриевна потеряла всех своих родных, к ней стал приставать князь Вяземский. И ей было некому, так как князь Серебряный пребывал очень долго за границей. Единственным вариантом для девушки было выйти замуж за боярина Морозова. Но Вяземский пользовался уважением у царя, Морозов, же сразу стал не в милости.
Князь приезжает в Москву и сразу же наносит визит Морозову. Боярин рассказывает о месте пребывания царя на данный момент, и возмущается безобразием, которое устраивают слуги Ивана Грозного. Он просит, что в такое неспокойное время князю нежелательно пребывать у царя. Решительный Никита Романович не хочет быть трусом и, поговорив со своей бывшей невестой, отбывает во дворец.
Параллельно в это время в государевых палатах происходят интереснейшие интриги. Князь Вяземский добивается у царя заполучить Елену. Но, она ненавидит его, и поэтому хоть и любит до сих пор Серебряного, верна своему нынешнему супругу.
Иван Грозный очень рассержен за то, что Серебряный наказал его слуг в Медведевке и даже хочет его казнить. Но Никита Скуратов его, прося у царя за его проступки милости.
Вяземский крадет Елену Дмитриевну. Её супруг умоляет царя, надеясь на его благоразумие, чтобы тот отдал приказ о том, чтобы ему вернули его жену. Но Иван Грозный, не слушая никого, приказывает казнить и Вяземского и Морозова.
Елена находит себя виновной в смерти мужа, и решает принять монашество. Она отказывает даже князю Серебряному, считая, что счастья после случившихся событий у них не будет.
Никита Романович просит государя отправить его служить, впоследствии чего он погибает в одном из боев.
До сих пор прослеживались попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Безуспешность этих попыток, как видели, объясняется не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мэри» мы видим Печорина в кругу, социально более ему близким. Однако столкновение героя с отдельными людьми сменяется здесь конфликтом с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мэри» - самая большая по объему часть романа.
Для Печорина при его одиночестве дневник, «журнал» , - единственный «достойный собеседник» , с которыми он может быть в полнее искренним. И еще одна ценность журнала: Это – душевная память Печорина. Жизнь его, кажется, разменивается на пустяки, и поэтому ему особенно важно увидеть смысл происходящих событий, сохранить их след, чтобы не оказаться в положении человека, состояние которого передана в стихотворении «И скучно, и грустно…» .
Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, Грушницкий, драгунский капитан и прочие члены «водяного общества» полагают, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету, к гостиным, куда их не пускают. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу» , не только не гордится своим превосходством, но болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущая к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемый двумя различными чувствами» . Первое было – грусть. «За что они меня ненавидят? - думал я – За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательность. И я чувствовал, что ядовитая злость мало помалу наполняла мою душу» . Переход от иронии грусти, от нее – к ядовитой злости, побуждающей действовать, чтобы не оказаться посмешищем ничтожных людей, характерен для отношений Печорина к «водяному обществу» в целом, и в частности Грушницкому.
Печорин при всей его ироничности довольно добр, он не предполагает в Грушницком убивать (и даже не словом, а пулей) , не предполагает низости, агрессивных проявлений самолюбия.
«Врожденная страсть противоречить» в Печорине – не только признак рефлексии, постоянной борьбы в его душе, но и следствие постоянного противоборства с обществом. Окружающие так ничтожны, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на них, поступать вопреки им, делать наоборот. Причем сам Печорин иронизирует над этим упрямством: «Присутствие энтузиазма обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. » Грушницкий несносен своей фальшивостью, позерством, претензиями, на романтизм – и Печорин в его присутствии чувствует неодолимую потребность в прозаической трезвости слов и поведения.
Согласие Грушницкого участвовать в заговоре, предложенным драгунским капитаном, пробуждает в Печорине «холодную злость» , но он еще готов простить «приятелю» его мстительность, распускаемые им в городе «разные дурные слухи» - за минуту честности «Я с трепетом ждал ответа Грушницкого, холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков» . Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею. Но после некоторого молчания он встал с своего места, протянул руку капитану и сказал очень важно: «Хорошо, я согласен» . Законы чести не для этих людей писаны, точно также, как и не для «мирного круга честных контрабандистов» .
Готовность Печорина к благодарной человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет. Не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в этом человеке, прежде чем решится на возмездие. Жестокость Печорина вызвана оскорблённостью не за себя только -за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком мелкое самолюбие оказывается сильнее честности, благородства!
всё