Вопросы и задания 1. Определите жанр этого произведения: повесть, легенда,
рассказ, быль. Попробуйте обосновать свой выбор.
2. Как вы сами решили при чтении: это сон казака или
быль, которую он вспоминает?
3. Верит ли сам рассказчше повествованию своего деда?
» 1. Определите по словарю значение слова грамота. Можно
ли его заменить в повести синонимом: письмо, документ,
послание, справка, доклад?
2. Почему в рассказе эту историю называли «страховинной
казочкой»? Как вы поняли такое определение?
» 1. Подготовьте пересказ «Пропавшей грамоты». Решите,
какой вид пересказа вы выберете и почему.
2. Попробуйте создать рассказ о какой-нибудь «пропавшей
грамоте» на материале ваших собственных воспоминаний.
Гоголь предлагал своим читателям краткие словарики
с разъяснением непонятных слов. Проделайте такую же
работу при подготовке своего рассказа о «пропавшей гра-
моте».
поизведение
Пропавшая Грамота
Небо пронзительно-голубое, какое бывает только летними днями. Но вот появился ветерок. Он набирает силу, понемногу приближая тучу.
Огромная серебристая туча, надвигаясь, начала закрывать пылающее жаром небо. Она приближается стремительно, и вот уже несколько крупных первых капель упали с небес, с шумом разбиваясь о листья.
Дождь набирает силу, превращаясь в стену воды, насыщая влагой иссушенную июльским зноем землю. Молнии сверкают уже совсем близко. Звуки грома уже оглушают.
Ветер не унимается, тащит тучу, дарящую долгожданную бесценную влагу всё дальше. На горизонте, откуда появилась гроза, уже возникла ярко-голубая полоска. Просвет разрастается. Дождь и ветер тут уже затихли. Свежесть и радость наполнили всё вокруг. Солнце снова осветило окрестности, засверкали капли, рассыпанные дождем. Буйство стихи снова сменилось спокойствием.