Вопросы и задания по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»
После прочтения рассказа, просмотра одноименного фильма, а также знакомства с материалами урока ответьте на вопросы:
Внимание, ответы на вопросы могут быть как краткие, так и более пространные.
Какой жанровый прием использует автор?
Сколько рассказчиков в произведении и кто они?
Что мы узнаем о жизни главного героя до войны? Каков состав его семьи?
Почему Ирина , провожая мужа на фронт сказала,что больше не увидит его?
Какова основная военная профессия главного героя на фронте?
При каких обстоятельствах он попадает в плен и сколько длятся его злоключения в немецком плену?
Как ведет себя заключенный 331 во время нравственной дуэли с комендантом лагеря B14 лагерфюрером Мюллером? Кто сильнее из них в данной ситуации?
Почему немецкий начальник лагеря отпустил его. Какуюоценкууслышал советский солдат в свой адрес? Что заставило немца сказать такие слова в адрес своего противника?
Сколько побегов из лагеря было на счету главного героя?
После возвращения в строй он был отправлен в отпуск домой. Какая картина предстала перед его глазами в Воронеже?
Что узнает отец о судьбе своего старшего сына Анатолия?
Где и когда Андрей Соколов заканчивает войну?
Как складывается судьба героя после войны? Почему он не вернулся в Воронеж?
Чем он занимается после войны? При каких обстоятельствах он встречает Ванюшку?
Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба героев?
16. Вопрос на выбор:
а) В каком городе России установлен памятник героям рассказа «Судьба человека»? /с Интернета совершите туда виртуальную экскурсию и опишите свое впечатления от созерцания памятника в нескольких предложениях/;
б) В чем заключается сила характера Андрея Соколова - простого русского солдата? /мини-рассуждение/
Краткое содержание
Давайте взглянем на краткое содержание. Жаба и роза жили в одном и том же заброшенном цветнике. В саду раньше играл маленький мальчик, но теперь, когда роза расцвела, он лежал в постели и умирал. Противная жаба по ночам охотилась, а днем лежала среди цветов. Запах прекрасной розы ее раздражал, и она решила ее съесть. Роза ее сильно боялась, так как не хотела умирать такой смертью. И в тот момент, когда она почти уже добралась до цветка, сестра этого мальчика подошла срезать розу, чтобы дать ее больному ребенку. Девушка отшвырнула коварную жабу. Мальчик же, вдохнув аромат цветка, умер. Роза стояла у его гроба, а потом ее засушили в книге.
Анализ сказки
Теперь попробуем сделать краткий анализ сказки. Жаба и роза представляют собой две противоположности: ужасное и прекрасное. Ленивая и отвратительная жаба с ее ненавистью ко всему высокому и красивому, и роза как воплощение добра и радости, являют собой пример вечной борьбы двух противоположностей – добра и зла.
Мы видим это из того, как автор подбирает эпитеты к описанию каждой героини. С розой связано все прекрасное, возвышенное, одухотворенное. Жаба же олицетворяет проявление низменных человеческих качеств: лень, глупость, жадность, ярость.
По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то, что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает хоть и печальные и немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное.
К тому же, смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей ее всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку.
Таким образом, эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.