Вопросы к 10 главе: Капитанская дочка 1. Как соотносятся друг с другом 1 и 2 абзацы главы? Какое впечатление производит это соседство? Как это впечатление связано с содержанием и идеей всей повести?
2. Сравни эпизоды двух военных советов, оренбургского и пугачевского:
А) Какова «повестка дня» каждого из советов?
Б) Кто их возглавляет и каким образом, кто еще присутствует на каждом из них?
В) Какие решения и каким образом приняты на каждом из советов?
Г) Чем руководствовался оренбургский генерал в принятии решения? А чем, как вы думаете, руководствовались пугачевцы, принимая свое решение?
3. Какую роль в судьбе города сыграло решение оренбургского совета?
4. Стало ли для вас неожиданным обращение Швабрина с Машей, о котором она рассказывает в письме Гриневу? Почему? Какие качества Швабрина проявились в нем?
5. Сравните две ситуации, в которых Гринев обращается к людям, наделенным властью, за в Машиной судьбы: разговор с генералом в этой главе и с Пугачевым – в следующей. Дополните свои впечатления результатами сопоставления эпизодов двух военных советов и подумайте, как автор относится к представителям двух лагерей: военного чиновничества и пугачевцев (прежде всего к самому Пугачеву)?
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божии ратники,
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону..
Объяснение: