Вопросы к 10 главе: Капитанская дочка 1. Как соотносятся друг с другом 1 и 2 абзацы главы? Какое впечатление производит это соседство? Как это впечатление связано с содержанием и идеей всей повести?
2. Сравни эпизоды двух военных советов, оренбургского и пугачевского:
А) Какова «повестка дня» каждого из советов?
Б) Кто их возглавляет и каким образом, кто еще присутствует на каждом из них?
В) Какие решения и каким образом приняты на каждом из советов?
Г) Чем руководствовался оренбургский генерал в принятии решения? А чем, как вы думаете, руководствовались пугачевцы, принимая свое решение?
3. Какую роль в судьбе города сыграло решение оренбургского совета?
4. Стало ли для вас неожиданным обращение Швабрина с Машей, о котором она рассказывает в письме Гриневу? Почему? Какие качества Швабрина проявились в нем?
5. Сравните две ситуации, в которых Гринев обращается к людям, наделенным властью, за в Машиной судьбы: разговор с генералом в этой главе и с Пугачевым – в следующей. Дополните свои впечатления результатами сопоставления эпизодов двух военных советов и подумайте, как автор относится к представителям двух лагерей: военного чиновничества и пугачевцев (прежде всего к самому Пугачеву)?
По моему мнению, стержнем всего романа, одним из главных его направлений является проблема вины и расплаты за вину. Эта проблема стоит перед каждым персонажем книги, как и перед каждым человеком, а найти ответы, решения этой проблемы можно опять же в романе, в его новозаветной части. Но в мире созданного Булгаковым романа не существуют карающей силы: расплата за вину заключена в самой вине. Вина и расплата совместимы.
Это очень хорошо видно на примере великого прокуратора Иудеи. Образ Понтия Пилата сложен, он видоизменяется на протяжении всего романа.
Иешуа предстает перед Понтием Пилатом, олицетворяющим римское право в Иудее. Но правитель Иудеи болен и слаб. Он скорее пленник, чем хозяин во дворце Ирода. Болезнь его — символ душевной целеустремленности, бедности, тревоги. В то утро, когда Пилату предстоит встреча с Иешуа, он страдает от приступа “непобедимой ужасной болезни, от которой нет средств, нет никакого Страда ния сделали Пилата открытым к восприятию великого духовного события, каким станет для него встреча с Иешуа.
В течение допроса происходят возможные для прокуратора события: соотношение судьи и обвиняемого нарушаются, они как бы меняются местами. Но Иешуа не судит Пилата, а как “великий врач”, стремится избавить его от физических страданий, принести ему душевное исцеление. И впервые Пилат столкнулся с недоступной его пониманию нравственной силой. Его жизненный опыт и мировоззрение сопротивляются речам доброго “философа” — и все же Пилат незаметно для себя меняется. Меняется его духовный облик, перед Понтием Пилатом возникает выбор: либо прокуратор обвиняемого, нарушив закон и свои обязанности, либо отправит на крест “ни в чем не повинного безумного мечтателя и врача”. В дальнейшем Пилат уступит первосвященнику и согласится отпустить “жалкого разбойника” Варравана, предав казни Иешуа.
И тоже неотвратимо, как распятие Иешуа, пришло “бессмертие” для Пилата, расплата за вину. В “ненавистное бессмертие” он унесет свою тоску от сознания того, что “он чего-то недоговорил с осужденным, а может быть, чего-то недослушал”.
Пилат Булгакова и в “бессмертном” жаждет продолжения диалога с Иешуа. И в том счастливом сновидении, которое подтвердило, что “казни не было”, он и Иешуа спорят о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не может “победить другого”.
Освобожденный Мастером Пилат стремительно бежит по лунной дороге к тому, кто ждёт его