Вопросы к I главе романа «Дубровский». 1. С кем из героев знакомимся в I главе романа? В каких поместьях они живут?
2. Составьте рассказ о Кириле Петровиче Троекурове по плану:
-Что давало Троекурову большой вес в соседних губерниях?
-Как к нему относились соседи? губернские чиновники?
-Какой образ жизни он вёл?
-Как Кирила Петрович обходился с крестьянами и дворовыми?
-Как автор характеризует дворовых Троекурова?
-Каковы были занятия Кирилы Петровича?
-Что является гордостью Троекурова
3. Как А.С.Пушкин характеризует Дубровского?
4. Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни?
5. Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?
Писатель рассказывает не только об уроках человечности молодой учительницы, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Жестокий и бездушный директор школы ничего не делает прямо плохого, но когда узнаёт об играх своего ученика, то он только «воздел над головой руки». И это воздел (одно слово) дополняет характеристику «правильного» директора.
Запоминается финальный диалог, воспроизводимый мальчиком, между директором школы и учительницей французского языка.
Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
-Правильно.
Ну, знаете… - Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…
У бездушного директора даже не нашлось имени для ребёнка: « Вы играете на деньги с этим?..» Грубый, чёрствый человек, у которого за плечами двадцатилетний педагогический опыт работы в школе.