Вопросы по бедной лизе: почему критики считают несомненной заслугой автора образ эраста ? эраст злодей или жертва ? осуждает ли автор свою героиню за убийство самой себя? как в повести выражает отношение к происходящим событиям ? почему бедная лиза относится к сентиментализму ? почему так часто употребляются слезы ?
Но это только начало. Дальше – герой Пушкина, который ради трёх карт готов стать любовником старой графини. Перекличка ощущается.
Лиза своей страшной смертью выводит Эраста из оцепенения. Она, по сути, приносит себя в жертву.
Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не смог утешиться и почитал себя убийцею.. . Его отрезвила, вывела из оцепенения её смерть.
Эраст не коварный соблазнитель, он искренен в своих клятвах, он и виновник трагедии, и жертва своего пылкого воображения. И автор не решается строго судить своего героя, он (автор) выступает в повести в роли пересказчика той истории, которую ему поведал Эраст: «Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке» .
Имя Эраст в переводе обозначает «горячо любящий» , «влюбленный» , «поклонник» , что вполне оправдывает его присутствие в роли такого героя.
"Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие) , в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям» , – думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой свет. "
Можно сказать, что с Эраста начинается в русской литературе череда героев, главными чертами которых являются слабость и непри к жизни и в которых зарождаются черты «лишнего человека» (Евгений Онегин, Германн в «Пиковой даме» , Рудин Тургенева, Обломов Гончарова и др.) .