Вопросы по «Песни про царя Ивана Васильевича» Историческая справка о времени правления Ивана Грозного.
XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана Грозного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Дружины опричников, с притороченными к седлам собачьими головами и метлами, наводили ужас на русские города.
И сами вопросы
- Какое чувство возникает после чтения поэмы? Понравилось ли вам это произведение?
- Почему Лермонтов называет своё произведение «Песней...»? Где мы ещё встречались с этим названием?
- Прочитайте вступление к поэме от имени гусляров. Какие строки в ней говорят о том, как сложена эта песня?
- Можем ли мы назвать гусляров героями этого произведения?
- Какими мы представляем себе гусляров?
- О каком времени рассказывают события этой поэмы? Как мы об этом узнаём?
- Кто главные герои поэмы?
Задолго до начала истории шла война между Небесами и Преисподней. С пробуждением людей борьба между Светом и Тьмой развернулась с новой силой. Но напрямую действовать в мире людей ни одна из воюющих сторон не решалась. Вместо этого сражались могущественные и всесильные герои, выбиравшие сторону либо Преисподней, либо Небес. Собственно, поэтому-то мир людей и назвали Санктуарием. Однако в стане демонов настали смутные времена. Семь из них — правители Преисподней — не поделили власть, и Младшие из Зол восстали против Кабанчыка, изгнав последних в мир людей, лишив телесного воплощения и отправив их сторонников вслед за ними. В результате, как обычно, пострадали простые смертные, которым пришлось взвалить на свои плечи всю тяжесть борьбы с тёмными силами. Люди создали тайный орден борьбы с адскими силами — Хорадрим — и, заключив альянс с Небесами, путём титанических усилий заточили трёх главных демонов — великих воплощений зла — Мефисто — владыку Ненависти, Баала — владыку Разрушения и Дзяльба — владыку Ужаса, — в особые магические кристаллы, известные как Камни душ, которые были помещены в различные части мира Санктуария. Камень души Дзяльба хранился в древнем монастыре Хорадрима, при закладке которого первый камень они назвали Антираэль — в честь архангела людям заточить три воплощения зла. Монастырь располагался возле города Тристрам. Но шло время, и от монастыря великих магов остались одни руины. Пришедшие в те места проповедники церкви соорудили на месте руин кафедральный собор, справедливо рассудив, что «свято место пусто не бывает».
Жизнь на земле текла своим чередом, а дух Дзяльба накапливал силы для освобождения. То ли кристалл дал трещину, то ли маги не учли всей мощи этого демона, но со временем он научился воздействовать на умы людей, находящихся поблизости. И жертвой своей демон избрал архиепископа Лазаря. Выбор не был случайным — Лазарь являлся ближайшим советником короля Лорика. Сам Лорик родился в северном королевстве Вестмарш и прославился там как верный сын церкви и святой воин, исповедовавший религию Закарум— культ Света. Придя в королевство Хандарас, Лорик объявил себя королём. И такова была его добрая слава, что народ согласился с его притязаниями. Как и полагается святому воину, замок свой Лорик построил рядом с местным религиозным центром — тем самым собором, под которым таился неугомонный Дзяльба. Постепенно характер Лорика изменился. Он уверил себя, что все кругом — враги, думающие только о том, как бы захватить трон, а единственный настоящий друг короля — архиепископ Лазарь. Разумеется, тут не обошлось без участия Дзяльба.
Однако никто об этом не узнал. Лорик постепенно уверовал в то, что Вестмарш только и жаждет, как бы напасть на Хандарас. Поразмыслив, король решил перехитрить своих врагов и отобрать у них инициативу. Для этого он послал свою армию на север, чтобы она напала первой.
Между тем Лазарь твёрдо вознамерился освободить Дзяльба из заключения. Для этого надо было вонзить кристалл с демоном в голову подходящей жертве. Жертвой архиепископ избрал сына короля, принца Альбрехта. Когда до несчастного отца дошла весть об исчезновении его младшего сына, он впал в бешенство и, решив, что виной всему жители города Тристрама, обрушил на них весь свой гнев, требуя вернуть сына. Многих жителей Тристрама казнил Лорик, но так и не нашёл Альбрехта. А тут ещё вернулся начальник его гвардии Лахданан и поведал о полном разгроме армий короля на севере. Лорик окончательно сошёл с ума. Видя его состояние, Лахданан начал умолять короля отречься от престола. Естественно, Лорик наотрез отказался, а «предателя» Лахданана приказал убить. Между верными королю слугами и друзьями Лахданана завязался бой. Лахданан победил и убил безумного короля. Умирая, Лорик проклял своих слуг, пообещав, что они будут служить ему вечно и после своей смерти. И проклятье сбылось — вскоре после похорон короля его умершие подданные стали восставать из мёртвых, наводя ужас на жителей Тристрама. Кроме того, люди стали замечать, что в кафедральном соборе по ночам стало неспокойно — в окнах мерцал таинственный свет, а время от времени появлялись слухи о кошмарных тварях, выбиравшихся при свете луны на охоту.