Вопросы по поздним рассказам А.П. Чехова
1. Кому принадлежит повествование в каждом из трех рассказов трилогии? (Кто рассказчик?) Проявляется ли
где-нибудь авторский голос в этих рассказах?
2. Согласны ли Вы, что образ учителя Беликова симптоматичен? В чем эта симптоматичность? Какой диагноз
ставит Чехов (или его рассказчик)?
3. Как Вы понимаете фразу, которая становится принципом жизни Беликова? О чем она свидетельствует?
4. «Зачем» в финале первого рассказа появляется Мавра?
5. Какими общими чертами наделяет Ив. Ив. Чимша-Гималайский обитателей поместья своего брата?
6. В какой обстановке происходит основное действие (во время которого ведется повествование) второго
рассказа трилогии?
1. Какая фраза Буркина повторяется в двух рассказах трилогии?
8. Почему гостям жаль Алехина?
9. Какой путь проделал герой рассказа «Ионыч» от Дмитрия Ионыча Старцева до Ионыча? (кратко, по существу,
концептуально)
10. Что из себя представляет семья Туркиных? (от начала знакомства до финала)
11. Что существенное, важное произошло с Дм. Дм. Гуровым?
12. Попытайтесь определить, что связывает эти пять рассказов, что в них общего. (Про отличия если и говорить,
то вскользь).
Если что-то не так как смог)
Про «Войну и мир» сейчас ожесточенно спорят: не лучше ли убрать ее из программы, поскольку это трудно, скучно, непонятно и т.д. Я так не думаю. Обычно «Война и мир» проходит у нас весело, легко, и все ее прекрасно понимают.
Мне даже кажется, что это очень юная книга и она точно попадает «в возраст» десятиклассников. Попробую выложить здесь примерную запись уроков по роману. Ничего особенно нового и революционного в ней нет. Эта система уроков вполне укладывается в русло «московской методической традиции». Ее филологическая основа – разбор «Войны и мира», сделанный С. Г. Бочаровым.
Единственная серьезная трудность – это добиться, чтобы класс к началу работы прочитал хотя бы первый том (лучше, конечно, два). Больше всего мешают этому две вещи: лень и страх перед огромным текстом, да еще начинающимся с разговора по-французски. Со страхом борюсь так: разрешаю для начала прочитать «как получится»: боишься философских рассуждений – пропускай их, не любишь «про войну» – читай «по диагонали», сосредоточься на мирной жизни и судьбе героев. Главное, чтобы ребята убедились – читать «Войну и мир» совсем нетрудно, потом мы все равно вернемся к важным эпизодам.
Против лени приходится применять некоторое насилие. Обычно мы проходим эту тему раньше, чем «Преступление и наказание», в самом начале третьей четверти. (Смысл в том, что общая для обоих романов часть проблематики у Толстого «подается» проще и потом можно будет опереться на его трактовку наполеоновского мифа). И вот в начале декабря предупреждаю, что пора читать «Войну и мир», а в конце – провожу письменную работу по первому тому (чтобы все убедились: дело серьезное). Отметки за нее можно отнести уже в следующий семестр.
Работа проходит так – и об этом ребята предупреждены заранее. Каждый получает листок с небольшим отрывком из романа (какой-то яркий, запоминающийся эпизод) и должен продолжить ровно с этого места. Как будто каждый из них – автор, остановившийся вчера на этом месте. Сколько писать? Сколько успеете минут за 10 – 15. Как писать? Так, чтобы было похоже на стиль Толстого. В случае неудачи после каникул можно будет пересдать. По втрому тому проверка проходит так же, по третьему и четвертуому - иначе, и об этом дальше.
Урок 1. Замысел. Смысл названия. Особенности жанра
На этом уроке нужно рассказать о замысле «Войны и мира» и о том, что такое роман-эпопея и чем она отличается от романа (провести о по биографии Л. Н. Толстого, возможно, повторить проверочную работу по тексту и проч.).
1) О замысле. Первая идея: «Война и мир» – роман исторический. Эпическая дистанция между событиями и временем его создания – 50 лет. Примерно как от нас до Великой Отечественной. Едва это осмысливают, огорошиваю постулатом: всякий исторический роман пишут на самом деле для того, чтобы решить современные проблемы задают во своего времени, потому что исторические закономерности можно рассмотреть только на расстоянии. Вообще обычная романная эпическая дистанция – лет 10. Тургенев гордился тем, что мог сократить ее лет до 2-3 (но не всегда выходило удачно). Толстой обдумывал глобальные проблемы – ему понадобились грандиозные события и дистанция в полвека. Так вот, интересно бы понять, какие современные (то есть 60-х годов 19 века) проблемы решает Толстой на таком историческом материале. Ход рассуждения: главное событие 60-х – реформы, предопределившие на десятилетия судьбу России (в первую очередь – реформа крестьянская). Решалась судьба страны и народа, но у народа, как всегда, не с какого счастья он хочет. Некрасов ответил на это поэмой, а Толстой – романом, в котором, по его словам, любил «мысль народную» – мысль, в частности, о том, что историю вершит народ, а не «великие люди». Это отлично доказывается на примере войны 1812 года, когда именно народная война страну от Наполеона.
Когда Николаю Рубцову было шесть лет, его мать умерла, а отец в это время находился на фронте. Колю, его многочисленных братьев и сестер распределили по интернатам. Под влиянием этих переживаний Рубцов написал первое в своей жизни стихотворение.
Николай и его брат сменили несколько детдомов. Когда их отец вернулся с войны, он повторно женился и попытался разыскать пропавших детей, но из-за путаницы с документами ему это не удалось. Рубцов часто утверждал, что его отец погиб на фронте, но на самом деле он знал о подлинной судьбе родителя – они встретились, когда поэту было 19 лет.
Рубцов учился в нескольких техникумах, а в перерыве между ними трудился кочегаром на флоте. Провалившись на очередных экзаменах, он стал разнорабочим на опытном военном полигоне.
Стихотворение Рубцова впервые появилось на страницах газеты, когда ему был 21 год – тогда поэт служил на одном из эсминцев Северного флота.
Уволившись из армии, Рубцов поселился в Ленинграде, где попеременно трудился то заводским слесарем, то кочегаром.
Когда Рубцову исполнилось 26 лет, он решил всерьез заняться литературой, поступив в профильный институт в Москве. Хотя с учебой возникли проблемы (его выгнали за неподобающее поведение, но потом приняли обратно), в вузе он познакомился со многими другими литераторами ему с творчеством и публикацией стихов.
Первые сборники произведений Рубцова увидели свет в начале 1960-х годов.
После получения высшего образования Рубцова приняли в штат вологодской газеты.
Талант и литературные заслуги впервые принесли ощутимые плоды, когда ему выдали отдельную квартиру в вологодской пятиэтажке.
Восьмого января Рубцов и его возлюбленная, молодая поэтесса Людмила Дербина, подали документы в ЗАГС. Десять дней спустя поэт умер в своей квартире во время ссоры с этой женщиной. Николаю Рубцову было всего 35 лет.
Объяснение: