Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца» I. Беседа по вопросам — Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?
Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.
Найдём в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.
— Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.
— Выделите сравнения и эпитеты, которые понять отношение автора к Насте и Митраше.
Отношение автора к детям понять сравнения и эпитеты, с которых автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.
— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.
— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
— О чём вспоминал Митраша, глядя на компас?
— Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и друг другу и людям, чем могли.
— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
— Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
Учитель читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад...”
— Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?
Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.
Могу рассказать на примере услышанной истории...)))
Моя бабушка Роза и дедушка Виктор чудом нашли друг друга по оканчанию войны. Пересказывая эту историю вновь и вновь я говорю, что на протяжении всй войны их оберегал ангел хранитель.
Как только фашистские войска вторглись на нашу территорию, СССР потерпело огромный урон: советские аэродромы были разгромлены в пух и прах. Моего деде срузу же выслали защищать Отчизну на горячую точки. Он даже не успел попрощаться со своей семьёй. Моя бабука с двумя её детьми должна была сесть на поезд, который должен был эвакуировать людей из города. Но она на не него не успела. Позже она благодарила за это бога. Поезд, в котором она с детьми должна была покинуть город, подвергся нападению с воздуха, и был атакован немецкими лётчиками. Она осталась в городе.Через пару часов в небе, наполненом сажей и смогом, появились немецкие истребители. Ещё через пару минут, как дождь, с неба посыпались бомбы. "-Всё происходило настольео молненосно, что мы даже не понимали этого..." - рассказывала моя бабушка. Люди и в правду не понимали, что происходит. "-Бомба падала, вырывая куски земли и снося постройки, но взрыва мы не слышали...да и не было его...мы подходили к этим чудовищам, но ничего не происходило" - вспоминала баушка Роза. Что ж, она была права. Это так называемое психологическое оружее - бомба без начинки- вызывало ужаз у советских граждан.
И так день ото дня, и всё хуже и хуже становилось людям. Моя бабушка рыла окопы, дети тоже её в этом хоть и были ещё малы и глупы. От дедушки не было и вестей. Он был ранен в бою, и его отправили в госпиталь, где он пролежал три недели. В госпитале ему сообщили о сгоревшем поезде, но дедушка не хотел об этом и слышать: вера жила в нём самом.
Через неделю солдаты бабушке Розе перебраться через реку и уйти в безопасное место с детьми. Теперь их жизнь была в безопаснисти. Бабушка стала шить одежду для нашей армии на фронт.
Войеа закончилось ещё много времени, но дед -живой и здоровый, с медалью на груди- отыскал свою семью.
Я совсем не знаю своего деда, но знаю свою бабушку. Она рассказала мне про него очень многое, скозала, что он был человек-слово. Он сказал что всегда будет рядом - и всегда оберегал свою семью. Мои бабушка с дедушкой были храбрыми и сильными людьми. Поэтому они достойно всю войну, не проронив напрасно ни одной слезинки.
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»
I. Беседа по вопросам
— Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?
Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.
Найдём в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.
— Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.
— Выделите сравнения и эпитеты, которые понять отношение автора к Насте и Митраше.
Отношение автора к детям понять сравнения и эпитеты, с которых автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.
— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.
— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
— О чём вспоминал Митраша, глядя на компас?
— Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и друг другу и людям, чем могли.
— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
— Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
Учитель читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад...”
— Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?
Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.
Могу рассказать на примере услышанной истории...)))
Моя бабушка Роза и дедушка Виктор чудом нашли друг друга по оканчанию войны. Пересказывая эту историю вновь и вновь я говорю, что на протяжении всй войны их оберегал ангел хранитель.
Как только фашистские войска вторглись на нашу территорию, СССР потерпело огромный урон: советские аэродромы были разгромлены в пух и прах. Моего деде срузу же выслали защищать Отчизну на горячую точки. Он даже не успел попрощаться со своей семьёй. Моя бабука с двумя её детьми должна была сесть на поезд, который должен был эвакуировать людей из города. Но она на не него не успела. Позже она благодарила за это бога. Поезд, в котором она с детьми должна была покинуть город, подвергся нападению с воздуха, и был атакован немецкими лётчиками. Она осталась в городе.Через пару часов в небе, наполненом сажей и смогом, появились немецкие истребители. Ещё через пару минут, как дождь, с неба посыпались бомбы. "-Всё происходило настольео молненосно, что мы даже не понимали этого..." - рассказывала моя бабушка. Люди и в правду не понимали, что происходит. "-Бомба падала, вырывая куски земли и снося постройки, но взрыва мы не слышали...да и не было его...мы подходили к этим чудовищам, но ничего не происходило" - вспоминала баушка Роза. Что ж, она была права. Это так называемое психологическое оружее - бомба без начинки- вызывало ужаз у советских граждан.
И так день ото дня, и всё хуже и хуже становилось людям. Моя бабушка рыла окопы, дети тоже её в этом хоть и были ещё малы и глупы. От дедушки не было и вестей. Он был ранен в бою, и его отправили в госпиталь, где он пролежал три недели. В госпитале ему сообщили о сгоревшем поезде, но дедушка не хотел об этом и слышать: вера жила в нём самом.
Через неделю солдаты бабушке Розе перебраться через реку и уйти в безопасное место с детьми. Теперь их жизнь была в безопаснисти. Бабушка стала шить одежду для нашей армии на фронт.
Войеа закончилось ещё много времени, но дед -живой и здоровый, с медалью на груди- отыскал свою семью.
Я совсем не знаю своего деда, но знаю свою бабушку. Она рассказала мне про него очень многое, скозала, что он был человек-слово. Он сказал что всегда будет рядом - и всегда оберегал свою семью. Мои бабушка с дедушкой были храбрыми и сильными людьми. Поэтому они достойно всю войну, не проронив напрасно ни одной слезинки.