Вощев – наиболее думающий и чувствующий герой повести, человек с «сердечной ». докажите это.
– к какому завершению приходит вощевский поиск истины в финале повести?
– правильно ли, по-вашему, утверждение одного критика, что «главный авторский персонаж повести – вощев»? почему?
чувствующие герои повести – и чиклин с прушевским. по мнению некоторых исследователей, эти герои объединены общим чувством «трагической отчужденности от смысла жизни, от истины».
– что объединяет этих двух различных, но внутреннее близких людей? покажите это на материале текста повести.
– почему их тоске и внутренней неустроенности уделено в повести так много внимания?
одной из самых ярких и колоритных является фигура жачева, безногого инвалида, фанатика революции.
– как проявляются в образе жачева свойственные повести платонова неоднозначность, противоречивость характеров и положений?
– подумайте над сценой, где жачев «ликвидирует кулаков», отправляя, а вернее, провожая их по реке на плоту «в море и далее» что он сам чувствует при этом?
– как характеризует жачева его отношение к другим героям; почему он так привязан к чиклину и насте и сторонится сафронова?
сафронов – идейный антипод вощева. сатирический характер повести ярко выразился в языке сафронова.
«поставим вопрос, – говорил сафронов, – откуда взялся народ? и ответим: из буржуазной мелочи! он был и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. а потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы, и произошел бы энтузиазм! »
проанализируйте это высказывание сафронова с точки зрения его содержания и словоупотребления. чего больше в его словах: смешного или трагического? почему? в дискуссии об истине как правде жизни включаются почти все герои повести, в том числе и такие, как пашкин и «главный в городе».
– почему писатель так пространно описывает дом пашкина и детали его быта (в сценах с жачевым)?
– как сцена разговора пашкина с «главным в городе» характеризует этих деятелей, если первый наполняет в воображении землю цветущими женщинами и «семенящим детством», а второй планирует в своем округе на будущий (голодный) год «сельхозпродукции на полмиллиарда»?
– в каком соотношении находятся их представления о жизни с самой реальной действительностью, изображенной в повести?
– каково место пашкина и «главного в городе» в дискуссии об истине в повести? образ и судьба девочки насти приобретают в повести некое символическое, решающее значение; она становится участницей и комментатором важнейших сюжетных ситуаций повести.
– какую роль в жизни строителей котлована играет девочка-сиротка?
– как в поведении насти отразилась общественная атмосфера времени?
– почему писателю так важны образ девочки и ее судьба, что всю повесть он заканчивает именно ее похоронами?
– почему со смертью насти завершается поиск вощевым истины?
В рассказе несколько законченных картин, связанных между собой общей мыслью, настроением и композиционной задачей:
1. Летний день.
2. Постепенное приближение ночи (или рассказ о том, как заблудился охотник).
3. «Мрак боролся со светом».
4. Торжественная красота ночи.
5. Утро.
Первая картина представляет собой вступление. Тургенев описывает ясный, светлый, но не яркий летний день с печатью «какой-то трогательной кротости». Почему писатель выбрал именно такой день? Тургеневу важно показать спокойствие, безмятежность жизни природы, пока ее не тревожит появление человека. Но вот человек появился, и природа встречает его настороженно и даже враждебно.
Вторая картина — начало действия. Сгущение мрака, постепенное нарастание тревожного настроения, все увеличивающаяся враждебность природы человеку усиливают чувство одиночества и бес человека перед грозной, могущественной и непонятной силой природы. Не случайно эта картина сопровождается рассказом о ночных блужданиях охотника. Сомнения и колебания ложатся на душу человека. Природа только усиливает их; исчезают реальные очертания предметов — и вместе с ними уверенность и ясность человеческой мысли.
Тургенев не случайно привел охотника к мальчикам после того, как тот испытал растерянность и бес перед слепым равнодушием природы. Ошибка в выборе пути заставила его пережить то состояние, в котором находятся мальчики перед непонятными им законами природы. Так, Тургенев показывает близость настроений мальчиков и наблюдающего за ними охотника. Смысл рассказов мальчиков ему теперь особенно понятен, а источник их суеверий очевиден для читателя, который вместе с охотником пережил смутные, неясные и тревожные чувства.
Но вот зловещий ночной мрак отступает перед светом зажженного ребятами костра, появляются очертания окружающего: холмов, кустов, реки — и вместе с ними к охотнику возвращается уверенность во власти человека над природой. Эта картина как бы символически изображает внутреннюю борьбу здравого смысла человека со стихией.
Четвертая картина рисует успокоение, наступившее в душе охотника. Оно дало ему возможность созерцать умиротворенную красоту «русской летней ночи» во всем ее таинственном великолепии. Только теперь, сблизившись с людьми и освободившись от таинственной и недоброй власти природы, охотник замечает, как прекрасна ночь, его окружающая.
Чередование настроений в пейзаже Тургенева происходит по принципу музыкальной композиции: светлая, ясная мелодия сменяется тревожными предчувствиями, затем борьба, столкновение полярных сил и, наконец, разрешение — победа добра, успокоение, надежда.
1 часть.
Однажды, в одном доме, сидел мальчик и играл с игрушками в своей комнате. Вдруг, его позвал папа из другой комнаты. Когда мальчик прибежал к папе, то увидел на столе маленький городок, папа сказал, что это табакерка и её трогать нельзя, а особенно нельзя трогать пружину, иначе весь городок развалится. Из табакерки доносилась красивая мелодия. Папа отошёл в другую комнату. Вдруг, мальчик увидел в табакерке человечка, который звал его. Вдруг мальчик уменьшился и зашёл в табакерку.
Это первая часть. Знаю, поперву кажется, что чудеса какие-то, но в конце сказки оказывается, что мальчик уснул возле табакерки. Потом его папа разбудил.