Вощев – наиболее думающий и чувствующий герой повести, человек с «сердечной ». докажите это.
– к какому завершению приходит вощевский поиск истины в финале повести?
– правильно ли, по-вашему, утверждение одного критика, что «главный авторский персонаж повести – вощев»? почему?
чувствующие герои повести – и чиклин с прушевским. по мнению некоторых исследователей, эти герои объединены общим чувством «трагической отчужденности от смысла жизни, от истины».
– что объединяет этих двух различных, но внутреннее близких людей? покажите это на материале текста повести.
– почему их тоске и внутренней неустроенности уделено в повести так много внимания?
одной из самых ярких и колоритных является фигура жачева, безногого инвалида, фанатика революции.
– как проявляются в образе жачева свойственные повести платонова неоднозначность, противоречивость характеров и положений?
– подумайте над сценой, где жачев «ликвидирует кулаков», отправляя, а вернее, провожая их по реке на плоту «в море и далее» что он сам чувствует при этом?
– как характеризует жачева его отношение к другим героям; почему он так привязан к чиклину и насте и сторонится сафронова?
сафронов – идейный антипод вощева. сатирический характер повести ярко выразился в языке сафронова.
«поставим вопрос, – говорил сафронов, – откуда взялся народ? и ответим: из буржуазной мелочи! он был и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. а потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы, и произошел бы энтузиазм! »
проанализируйте это высказывание сафронова с точки зрения его содержания и словоупотребления. чего больше в его словах: смешного или трагического? почему? в дискуссии об истине как правде жизни включаются почти все герои повести, в том числе и такие, как пашкин и «главный в городе».
– почему писатель так пространно описывает дом пашкина и детали его быта (в сценах с жачевым)?
– как сцена разговора пашкина с «главным в городе» характеризует этих деятелей, если первый наполняет в воображении землю цветущими женщинами и «семенящим детством», а второй планирует в своем округе на будущий (голодный) год «сельхозпродукции на полмиллиарда»?
– в каком соотношении находятся их представления о жизни с самой реальной действительностью, изображенной в повести?
– каково место пашкина и «главного в городе» в дискуссии об истине в повести? образ и судьба девочки насти приобретают в повести некое символическое, решающее значение; она становится участницей и комментатором важнейших сюжетных ситуаций повести.
– какую роль в жизни строителей котлована играет девочка-сиротка?
– как в поведении насти отразилась общественная атмосфера времени?
– почему писателю так важны образ девочки и ее судьба, что всю повесть он заканчивает именно ее похоронами?
– почему со смертью насти завершается поиск вощевым истины?
Поэма Гоголя "Мёртвые Души" является энциклопедическим произведением по широте охвата жизненных ситуаций, главной идеей которого становится показ истинного обличия помещиков в годы крепостного права, в годы дореволюционной России. Главными объектами поэмы являются: Чичиков, путешествующий по губернским городам с целью покупки мертвых душ; и помещики, которых он посещает, покупая у них умерших крепостных, это: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и Плюшкин. Суть названия этого произведения заключается в скрытом сравнении помещиков с мёртвыми душами.