Классицизм (от лат. classicus – образец) – направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном характере эстетического идеала. Главная задача – максимально возможное приближение к этому идеалу, наиболее полное выражение получившему в античности. Отличительные черты классицизма: 1) правило «трех единств» : единство действия, единство времени, единство места; 2)деление на жанры: «высокий» (трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня) ; 3)противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными желаниями ради общественного блага. Романтизм (фр. ) – творческий метод и художественное направление в русской, европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века. Главным предметом изображения становится человек, личность. Отличительные черты романтизма: 1)романтический герой – сильная, неординарная натура, человек, обуреваемый страстями, страстно стремящийся к свободе; 2)конфликт между героем и обществом; 3)экзотическая, необычная, бурная природа; 4)исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
"Слово о полку Игореве" — гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов. Образ Ярославны в "Слове" трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания "Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле". Понимая, что люди не в силах ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие. Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? "Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море", — просит она у Днепра Славу-тича. Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: "Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? " — спрашивает Ярославна у ветра. "Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло", — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в "Слове о полку Игореве" целен и самодостаточен. В ее плаче слышна "печаль обильная" и тоска, которая "разлилась по Русской земле" после поражения славных воинов в походе против половцев. С этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела. Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.
Главная задача – максимально возможное приближение к этому идеалу, наиболее полное выражение получившему в античности.
Отличительные черты классицизма:
1) правило «трех единств» : единство действия, единство времени, единство места;
2)деление на жанры: «высокий» (трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня) ;
3)противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными желаниями ради общественного блага.
Романтизм (фр. ) – творческий метод и художественное направление в русской, европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века.
Главным предметом изображения становится человек, личность.
Отличительные черты романтизма:
1)романтический герой – сильная, неординарная натура, человек, обуреваемый страстями, страстно стремящийся к свободе;
2)конфликт между героем и обществом;
3)экзотическая, необычная, бурная природа;
4)исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
Образ Ярославны в "Слове" трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания "Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле".
Понимая, что люди не в силах ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие. Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? "Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море", — просит она у Днепра Славу-тича. Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: "Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? " — спрашивает Ярославна у ветра. "Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло", — обращается Ярославна к солнцу.
Образ Ярославны в "Слове о полку Игореве" целен и самодостаточен. В ее плаче слышна "печаль обильная" и тоска, которая "разлилась по Русской земле" после поражения славных воинов в походе против половцев. С этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.
Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.