Автор показывает евгения онегина в разной обстановке - в театре, в кабинете, на , описывает его как «забав и роскоши дитя» . но пушкин не ограничивается внешним описанием, он дает читателю внутренний мир онегина. в душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. автор оценивает евгения онегина неоднозначно: «а был ли счастлив мой евгений? » нет, «.рано чувства в нем остыли» , «.разлюбил он наконец / и брань, и саблю, и свинец. » и «.ничто не трогало его» . это симптомы душевного недуга. какого? пушкин называет его « хандрой» , подобной « сплину» . пушкин писал плетневу: «эй, смотри, хандра хуже холеры» . холера поражает тело, а хандра убивает душу. в душе онегина нет радости, гармонии, благодати. в чем причина этой болезни души? ап. григорьев в статье «взгляд на со смерти пушкина» высказывает мнение, что хандра онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим здравому смыслу. критик утверждает, что критицизм евгения и, следовательно, хандра происходит от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у чайльд-гарольда. белинский считал, что «озлобленный ум» - «признак высшей натуры» и знак того, что онегин нравственно выше окружающих. он узнавал себя в «душе себялюбивой и сухой» , читая роман, и страдал от этого поразительного сходства. хандра онегина - это не поза, а добровольный тяжкий крест. евгений несет его повсюду: в петербурге, в деревне, в путешествии по россии. везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. он возвращается из путешествия в петербург, где снова встречает татьяну, и все для него меняется. он кается в том, что не понял, не полюбил татьяну («.как я ошибся, как наказан» ) и в том, что на дуэли убивает своего друга ленского («.окровавленная тень ему являлась каждый день») . в душе онегина просыпается жажда любви, понимания. влюбленность в татьяну излечивает онегина от критицизма ума.
афанасий афанасьевич фет и федор иванович тютчев были одними из поэтов второй половины 19 века. творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.
произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. и фет, и тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. а мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. и, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.
посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими . так, тютчев в стихотворении «наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. а в стихотворении «два единства» призывает он народ сплотиться, дабы избежать участи запада, где льется кровь.
основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.
как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.
философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. так, тютчев в стихотворении «весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. в строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. она подвластна лишь своим законам. она блаженна и равнодушна. так представляет он общий ход времени.
в стихах тютчева и фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. она повинуется лишь своим принципам.
афанасий афанасьевич фет и федор иванович тютчев были одними из поэтов второй половины 19 века. творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.
произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. и фет, и тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. а мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. и, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.
посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими . так, тютчев в стихотворении «наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. а в стихотворении «два единства» призывает он народ сплотиться, дабы избежать участи запада, где льется кровь.
основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.
как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.
философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. так, тютчев в стихотворении «весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. в строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. она подвластна лишь своим законам. она блаженна и равнодушна. так представляет он общий ход времени.
в стихах тютчева и фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. она повинуется лишь своим принципам.