1. Представленную разработку уроков по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» (три урока, из них два урока отводится на работу с текстом поэмы, анализ, один урок – на творческую письменную работу; учитель по своему усмотрению может выделить на сочинение два урока или дать работу на дом) можно использовать для работы в 11-х гуманитарных и негуманитарных (универсальных, профильных негуманитарных) классах; используемые методические приёмы: групповая исследовательская работа по тексту произведения, поисковая работа, решение заданий проблемного характера, творческая письменная работа.
Изучение поэмы «По праву памяти» целесообразно продолжить после изучения лирики, поэмы «За далью - даль»; если позволяет учебное время, можно обратиться к поэме «Страна Муравия» обзорно, фрагментарно или изучить подробно, в негуманитарном классе можно ограничиться обзорным повторением лирики, изучением только поэм «По праву памяти» (как наиболее актуальной в настоящее время) и «Василий Тёркин».
Целесообразно работу над темой «Идейно- художественное своеобразие поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» предварить уроком, на котором рассмотреть жанровые особенности поэмы, основные темы, затрагиваемые автором, композицию, название поэмы, повторить необходимые литературоведческие термины и продолжить работу со словариком (различные толкования основных понятий, ключевых слов).
2.В первой главе поэмы («Перед отлетом») автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее
3.Насильственная коллективизация уничтожила русскую деревню, превратила крестьян в рабов. Руками послушных Шариковых и Латунских истреблялась наука, поэтическое слово. «Вихорь черный» раскидывал нации, семьи в разные стороны. К 30-м гг. страна приняла страшный облик всеобщей казармы, где все регламентировалось: как жить, как трудиться, что петь, что говорить, о чем думать. О. Мандельштам назвал эти годы веком-властелином, веком-зверем, веком-волкодавом, веком ночи и неправды. Идеологом века-волкодава, его вдохновителем и страшным орудием был И. В. Сталин
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю — за что, не знаю сам — Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям; Просёлочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз, С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно. Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
1. Представленную разработку уроков по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» (три урока, из них два урока отводится на работу с текстом поэмы, анализ, один урок – на творческую письменную работу; учитель по своему усмотрению может выделить на сочинение два урока или дать работу на дом) можно использовать для работы в 11-х гуманитарных и негуманитарных (универсальных, профильных негуманитарных) классах; используемые методические приёмы: групповая исследовательская работа по тексту произведения, поисковая работа, решение заданий проблемного характера, творческая письменная работа.
Изучение поэмы «По праву памяти» целесообразно продолжить после изучения лирики, поэмы «За далью - даль»; если позволяет учебное время, можно обратиться к поэме «Страна Муравия» обзорно, фрагментарно или изучить подробно, в негуманитарном классе можно ограничиться обзорным повторением лирики, изучением только поэм «По праву памяти» (как наиболее актуальной в настоящее время) и «Василий Тёркин».
Целесообразно работу над темой «Идейно- художественное своеобразие поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» предварить уроком, на котором рассмотреть жанровые особенности поэмы, основные темы, затрагиваемые автором, композицию, название поэмы, повторить необходимые литературоведческие термины и продолжить работу со словариком (различные толкования основных понятий, ключевых слов).
2.В первой главе поэмы («Перед отлетом») автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее
3.Насильственная коллективизация уничтожила русскую деревню, превратила крестьян в рабов. Руками послушных Шариковых и Латунских истреблялась наука, поэтическое слово. «Вихорь черный» раскидывал нации, семьи в разные стороны. К 30-м гг. страна приняла страшный облик всеобщей казармы, где все регламентировалось: как жить, как трудиться, что петь, что говорить, о чем думать. О. Мандельштам назвал эти годы веком-властелином, веком-зверем, веком-волкодавом, веком ночи и неправды. Идеологом века-волкодава, его вдохновителем и страшным орудием был И. В. Сталин
Объяснение:
М. Лермонтов
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Просёлочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз,
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно.
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.