Узапорожской сечи была своя территория, которая называлась кош. по полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались большим советом «из своих же запорожских казаков» . все важные вопросы решали вместе на общем собрании. был и свой запас провизии, и кашевар. прийти на сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом» . отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери остапа и андрия. все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. воспевая запорожскую вольницу, гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. но такое тогда было время: «дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет гоголь. запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа. «победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.
"Матренин двор" А. И. Солженицына интересен читателю тем, что главной героиней произведения стала русская женщина Матрена, женщина-праведница, трудолюбивая и честная. Автор показал нам ее образ и ее деревню без всякого приукрашивания, все правдиво и честно. Этот уголок земли -праведное место для автора, здесь идет борьба духовная и эмоциональная ,вся деревня против одной прекрасной сердцем женщины , Матрены. Сам Солженицын работал несколько лет учителем в сельской школе, поэтому проблемы и беды села ему видны не понаслышке. Он знает всю подноготную таких мест, сел и деревень, в каких условиях приходилось жить и работать, кто пытался отобрать у крестьян их родные земли,земли их прародителей, где похоронены все их родственники и друзья, где их молодость и старость. Сама Матрена -добрая и улыбчивая женщина, радушная и справедливая каждому. Она многое перенесла в своей нелегкой жизни, потерю мужа, шестерых детей, болезнь и то, что проработав всю свою жизнь на колхоз, он оставил ее без средств к существованию, без пенсии. колхоз выжал из Матрены все соки и словно выбросил ее,как ненужную ему вещь. Добрая женщина с мягким характером и открытым сердцем приняла и эту боль.Всеми покинутая и одинокая, наедине со своей болезнью,Матрена, продолжает нас удивлять своей стойкостью и мужеством, твердым характером.Она не стала просить и умолять о она просто жила ,проживая один день за другим, никому не мешая и никому не причиняя зла. Она не стала жесткой и не озлобилась на весь мир и всех людей всей деревне бескорыстно, ободряла всех и отдавала себя всю работе.Когда Матрена умерла, никто не оплакивал ее, все были заняты своими делами и разборками, кому что достанется после Матрены. Ушла Матрена, а вместе с ней ушли из деревни чистые помыслы, добрые слова, поддержка и радость. Это маленький уголок земли остался без той, которая его держала своим стойким примером жизни, которая никогда не сдавалась и не унывала перед трудностями. С ее смертью, растворился и праведный мир, который был в ее сердце. Тихая, без упреков и жалоб, она оставила людям память о своих добрых делах и поступках, но люди этого даже не заметили. Писатель видел в Матрене лучшие ее качества и, в отличие от всех ее сельчан, и мог по достоинству их оценить. Матрена была неотъемлемой частью этого русского села, оно без нее не может существовать, так писатель проявляет свои чувства и свою боль, к главной героине произведения.Ее долготерпеливый характер не смогли разрушить и уничтожить ни недолюбливание ее соседей, не их зависть, не их злость. Матрена всегда все делала с открытой душой, и любила, и жила, и работала, и молилась. Матренин двор это - Матренин мир, мир какой-то особый, отличный от всех, мир праведника: мир духовности, добра и милосердия. По некоторым источникам стало известно, что у Матрены был настоящий, реальный прототип - Матрена Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу этого замечательного грустного рассказа. Ее гибель, это начало распада и гибели всех нравственных устоев, которые крепила своей жизнью добрая Матрена. Очень интересно, за внешне простым и незначительным увидеть сложное, важное и самое главное во всем произведении. Литературные корни образа Матрены - это наши истоки, наша правда жизни, наша история. За ее образом скрывается образ той жизни в селе,которую нам хотел передать автор. Он осуждает людей без сердца и корыстных,как ее родственники. И с любовью, рассказывает нам о лучезарной и простодушной женщине,которую полюбили читатели и гибель которой вызвала у многих боль и сочувствие.