Начальный период творческого пути А. Блока отмечен страстным ожиданием вселенского обновления. В «Стихах о Прекрасной Даме» (1897-1904) звучат мистические грезы об идеале, идея-мечта о грандиозных событиях, ожидание «огненных бурь» и потрясений. Зрелые стихотворения поэта все чаще пронизывают чувство необходимости установить новые отношения с действительностью. В письме к С.М. Соловьеву от 8 марта 1904 года А. Блок признается: «Во мне что-то обрывается, и наступает новое в положительном смысле, причем для меня это желательно, как когда реже». В ранних стихотворениях Блока настроение лирического героя отражают философию упадка. Ощущение тоски, усталости и отчаяния характеризуют многие стихотворения поэта («Я стар душой…»), но создается предощущение, что печаль и тягостные сомнения не исчерпывают жизнь, цель которой в постижении сверх личностного идеала. В лирике Блока настойчиво звучат мотивы «преддверья» перемен, движения к Блоку удается избежать символистского упоения драмой безверия, настойчиво звучащей в стихотворениях К. Бальмонта и В. Брюсова 1900-х годов. Поэт находит идеал в преображающей жизнь любви. В «Стихах и Прекрасной Даме» намечается оригинальное свойство блоковского восприятия мира – искренность переживаний. Поэт не боится упреков в откровенности поэтического представления интимного мира, утверждая, что лишь любовь является источником познания мира: «…Только влюбленный имеет право на звание человека». Чувство, убеждает поэт, упраздняет эгоизм, приближает личность к абсолютным категориям Красоты и Добра, раскрывает божественную сущность мироздания и ценность человеческой жизни. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт возрождает идеал средневекового рыцарства, утверждает мысль о подвиге во имя чувства. Эта готовность пожертвовать собой обличает Блока от таких поэтов-символистов, как Ф. Сологуб, И. Анненский, которые признавали в любви только реальность приносимых ею страданий. Лирический герой пересматривает традиции средневековой литературы. Тема подвига получает в поэзии Блока новой звучание: на смену мужественному служению идеалу приходят мотивы интуитивно-вдохновенного проникновения в чудо любви, ожидание и предощущения «тайного союза» с чувственной природой мироздания. Тем не менее ощущается, что Блок отдает явное предпочтение антиаскетизму. Прекрасная Дама уничтожает «страх сердечный», она поет «сладостно и нежно», навеки "ласковые сны".
В ранних стихотворениях Блока настроение лирического героя отражают философию упадка. Ощущение тоски, усталости и отчаяния характеризуют многие стихотворения поэта («Я стар душой…»), но создается предощущение, что печаль и тягостные сомнения не исчерпывают жизнь, цель которой в постижении сверх личностного идеала. В лирике Блока настойчиво звучат мотивы «преддверья» перемен, движения к Блоку удается избежать символистского упоения драмой безверия, настойчиво звучащей в стихотворениях К. Бальмонта и В. Брюсова 1900-х годов. Поэт находит идеал в преображающей жизнь любви.
В «Стихах и Прекрасной Даме» намечается оригинальное свойство блоковского восприятия мира – искренность переживаний. Поэт не боится упреков в откровенности поэтического представления интимного мира, утверждая, что лишь любовь является источником познания мира: «…Только влюбленный имеет право на звание человека». Чувство, убеждает поэт, упраздняет эгоизм, приближает личность к абсолютным категориям Красоты и Добра, раскрывает божественную сущность мироздания и ценность человеческой жизни.
В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт возрождает идеал средневекового рыцарства, утверждает мысль о подвиге во имя чувства. Эта готовность пожертвовать собой обличает Блока от таких поэтов-символистов, как Ф. Сологуб, И. Анненский, которые признавали в любви только реальность приносимых ею страданий. Лирический герой пересматривает традиции средневековой литературы. Тема подвига получает в поэзии Блока новой звучание: на смену мужественному служению идеалу приходят мотивы интуитивно-вдохновенного проникновения в чудо любви, ожидание и предощущения «тайного союза» с чувственной природой мироздания. Тем не менее ощущается, что Блок отдает явное предпочтение антиаскетизму. Прекрасная Дама уничтожает «страх сердечный», она поет «сладостно и нежно», навеки "ласковые сны".
Принимай мой горячий привет.
Когда буду у вас, я не знаю –
Все, то денег, то времени нет.
Но надеюсь, что будущим летом
Брошу всё и приеду в Туринск
В своих черных удобных штиблетах,
Как нежданный заморский турист.
Соберемся опять всей семьею,
Поболтаем, попьем и споем.
Ты поведаешь мне, тетя Зоя,
О забытом почти, о былом:
Как трудилась родная деревня,
Когда не был еще я зачат.
Как пилили вручную деревья,
Как ловили руками зайчат.
Веселиться тогда как умели,
Как любили и ссорились как.
Под гармошку под окнами пели,
Целовались украдкой в кустах.
Приоткрой родословную нашу
До любого колена
Если род мой не самый пропащий,
Я, быть может, о нем напишу.
Напишу про тебя и про деда.
Напишу про Туринск и про Гусь.
Чем скорее ты сможешь поведать,
Тем быстрей написать соберусь.
От меня всем родным по привету:
Лиде, детям, а также Петру.
И надеюсь, что будущим летом
В гости к вам заявлюсь поутру.
Всем желаю добра и здоровья,
Чтоб улыбками лица цвели,
Только б изредка хмурились брови
И с рублями не быть на мели.
А пока собираюсь я ехать,
Мне черкните чего там и как:
Кто добился какого успеха,
Кто мечтает об этом пока.
Про знакомых, про город, работу.
Про политику можете вскользь,
И какие проблемы заботят,
Отчего в раз не спалось?
О себе: по финансам - не очень,
Не мечтаем про лоск и уют.
"Пашем" оба с утра и до ночи,
А зарплату раз в квартал дают.
Урываем от сна и читаем.
Только письма ленюсь я писать –
Вспоминаю утрами за чаем
Да когда уж начну засыпать.
До свидания! Пишите почаще,
Чем я вам, окаянный, пишу.
Речь родных всякой музыки слаще.
Вы пишите, а я настишу.