Основные черты, присущие провинциальному дворянству в романе - патриархальность, верность старине ("Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины"), четкая приверженность традициям. Круг интересов уездных дворян ограничивается бытовыми, приземленными вопросами: "Их разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне..". Жизнь в провинции размеренна и однообразна, эта среда починить себе героев - вспомним судьбу матери Татьяны - романтический, поэтический настрой молодой барышни после замужества преобразуется, переходит в прозаические заботы о хозяйстве и семье. Таким же образом протекает и жизнь дяди Онегина, такая судьба могла ожидать и Ленского ("В нем пыл души бы охладел") Сельским жителям свойственно и сплетничать о соседях - но мотив сплетни приобретает в романе ироничную окраску. Таким образом, все перечисленные характерные черты уездного дворянства позволяют сделать вывод, что и Евгений Онегин, и Владимир Ленский, и Татьяна Ларина - герои, отличающиеся от этого общества,. Они люди несколько другого уровня, других, более глубоких и возвышенных требований и идеалов.
Герой романтической поэмы "мцыри" - это любимый образ самого Лермонтова. Эта поэма завершает линию замыслов Лермонтова, относящийся к ранней юности (1830-1831 годы).
Мцыри, попав в монастырь совсем ребенком, вырос в его сумрачных стенах "душой дитя, судьбой монаха". В монастыре его окружают не враги, а покровители, он не воюет с ними, но он их и не приемлет. В его душе живут естественные порывы к свободе, к любви, к общению с родными людьми, с природой. Все это просматривается в его жажде вернуться на родину: "Я цель одну - пройти в родную сторону тогда имел..."
Монастырь, приютивший когда-то умирающего мальчика, превращается для него в тюрьму, потому что тихая, смиренная жизнь ему не подходит, его натура жаждет действия. В результате он бежит из монастыря и чувствует себя в общении с дикой природой счастливым и свободным.
Мцыри настоящий воин, в нем живет дух его отважного народа.
"На мне печать свою тюрьма оставила" - печально говорит Мцыри, когда понимает, что заблудился, изнемог и пришел к "тюрьме" своей, а не в родной аул. Устами умирающего юноши произносится суд над монастырскими законами, которые символизируют законы общества.
Сочетания доверчивости, почти детской слабости с героической силой духа, наивности и мужественной решимости, определяющие характер Мцыри, были открытием Лермонтова.
Таким образом, все перечисленные характерные черты уездного дворянства позволяют сделать вывод, что и Евгений Онегин, и Владимир Ленский, и Татьяна Ларина - герои, отличающиеся от этого общества,. Они люди несколько другого уровня, других, более глубоких и возвышенных требований и идеалов.
Мцыри, попав в монастырь совсем ребенком, вырос в его сумрачных стенах "душой дитя, судьбой монаха". В монастыре его окружают не враги, а покровители, он не воюет с ними, но он их и не приемлет. В его душе живут естественные порывы к свободе, к любви, к общению с родными людьми, с природой. Все это просматривается в его жажде вернуться на родину:
"Я цель одну
- пройти в родную сторону
тогда имел..."
Монастырь, приютивший когда-то умирающего мальчика, превращается для него в тюрьму, потому что тихая, смиренная жизнь ему не подходит, его натура жаждет действия. В результате он бежит из монастыря и чувствует себя в общении с дикой природой счастливым и свободным.
Мцыри настоящий воин, в нем живет дух его отважного народа.
"На мне печать свою тюрьма оставила" - печально говорит Мцыри, когда понимает, что заблудился, изнемог и пришел к "тюрьме" своей, а не в родной аул. Устами умирающего юноши произносится суд над монастырскими законами, которые символизируют законы общества.
Сочетания доверчивости, почти детской слабости с героической силой духа, наивности и мужественной решимости, определяющие характер Мцыри, были открытием Лермонтова.