Всероссийская олимпиада школьников. 2021-2022 уч.г.
Школьный этап олимпиады по литературе
6 класс
Прочитайте стихотворение русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой. Дайте полные, связные ответы на вопросы, данные к тексту.
Книги в красном переплёте
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья В потёртом, красном переплёте.
Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
«Уж поздно!» - «Мама, десять строк!»...
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет. В воздухе свежо.
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры.
Кладбище. Вещий крик совы.
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона.
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушёл во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы.
О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
1908-1910
Вопросы к тексту:
О каких чувствах рассказывает автор этих строчек?
Какие выразительные средства используются в данных строках (см. выделенные слова, назовите термины)?
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте.
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище.
Почему детство называется «раем», «золотыми временами»? ( 3-4 предложения)
Какую роль сыграли книги в том, что детство воспринимается «раем»? Какие слова позволяют представить нам отношение автора к книгам? (5-6 предложений)
Почему литературные герои названы друзьями, а их имена «золотыми»? (3 - 4 предложения)
Из каких произведений эти герои и кто их автор?
Представьте себя участником проекта «Золотые книги детства». Какую книгу вы включили бы в список лучших детских книг и почему? Какие нравственные уроки можно вынести из неё? Напишите сочинение-рассуждение (7-10 предложений). ответ должен быть полным, связным, доказательным, грамотным. СКАЖИТЕ ОТВЕТЫ .
ответ:
народные сказки , жанр фольклора. они передавались из уст в уста. поэтому, возможно , были искажены. но это не мешает нам их изучать. по сказкам разных народов, можно узнать их ценности. традиции, а это довольно интересно. я хочу рассказать о моей любимой сказке. она называется " курочка ряба ". в этой на первый взгляд обычной детской сказке есть огромный смысл. ну , зададим к ней пару вопросов: 1. почему, когда разбилось яичко дед и бабка плакали , ведь они сами его били ? 2. чему же нас учит эта сказка? . как известно , сказок не развлечь, а научить. так вот, какова же тема и смысл этого фольклорного произведения. неужели просто в том, что курочка снесла и разбила яйцо. нет,тема в ней иная, не пытайся сделать того , чего ты не хочешь и цени то что имеешь. идея научить нас этому. ведь, когда было у бабки и деда яйцо , они его разбить пытались , а как его не стало, так сидят , плачут. имеем не ценим, потерявши плачем. вся суть глупости народа , ради любопытства сделать что то , чего на самом деле ты не хочешь. ещё одна мудрость, рационально оценивать свои действия и знать какого результата ты хочешь в итоге. ну, как уже мы все поняли, главные герои это бабка, дед и курочка. курочка снесла яичко не простое , а золотое. била его бабка, бил его дед, не разбили. мышка пробежала , хвостиком махнула , оно и разбилось. плачет дед, плачет баба, а курочка говорит " не плачьте, я вам ещё снесу яичко золотое" ( цитата не дословная ) учит сказка всех по разному и понять ее тоже можно со всех сторон. я написал свое видение смысла сказки. "курочка ряба" моя любимая сказка. она показывает всю суть людей и их глупость. я считаю, что для детей она была бы отличным поучением, если после прочтения поговорить с ребенком, он ответит на многие вопросы именно по этой сказке.
оба стихотворения проникнуты настроением весны. но весна в обоих стихотворениях показана с разных сторон. в стихотворении весенние воды показана добрая и хорошая атмосфера прихода весны ( весна идет весна идет мы молодой весны гонцы). в стихотворении весенняя гроза также показана весна но взгляд на неё идет уже с другой стороны медали. автор как бы хочет этим стихотворением показать своё настроение через сравнение его с грозой и дождем( люблю грозу в начале сравнивая эти два стихотворения четко осознаешь как на одну и туже вещь можно смотреть с двух разных сторон.
подробнее - на -