В рассказе много пространства и букв уделяется некоему скульптору, его бедственному положению, его талантливым работам, удачной выставке и т.д. Но все эти детали, художественную деятельность лишь ширма, описывающие прикрывающая главную тему, сущность и идею произведения. Поэтому рассуждать о судьбах художниковя не буду. Перейду к тому, что поразило, растрогало и расстроило меня.Старость. Одинокая, полуслепая, неопрятная, сирая. Бывшая красавица и светская барышня, дочка известнейшего художника, прожившая молодые годы в Париже, теперь она — усохшая старушонка, всеми оставленная среди обломков былых воспоминаний. Квартира пока ещё живой хозяйки никому нет дела. Кроме бестолковой босоногой девчонки, с которой не о чем и поговорить, которая не понимает ценности этой дряхлой роскоши, руин «винтажа», бесценных фотографий...
Вэтой главе рассказывается, как вася знакомится с паном тыбурцием. когда на следующий день он пришел в развалины, то валек сказал, что уже и не надеялся снова увидеть его. но вася решительно ответил, что всегда будет приходить к ним. мальчики стали мастерить ловушку для воробьев. нитку дали марусе. она дергала ее, когда привлеченный зерном воробей залетал в ловушку. но вскоре небо нахмурилось, собрался дождь, и дети пошли в подземелье. здесь они начали играть в жмурки. васе завязали глаза, и он делал вид, что никак не может поймать марусю, пока не наткнулся на чью-то мокрую фигуру. это был тыбурций, который поднял васю за ногу над головой и пугал его, страшно вращая зрачками. мальчик пытался вырваться и требовал отпустить его. тыбурций строго спрашивал валека, что это такое. но тому нечего было сказать. наконец мужчина узнал в мальчике сына судьи. он стал спрашивать его, как он попал в подземелье, как давно он сюда приходит, и кому уже успел рассказать о них. вася сказал, что ходит к ним уже шесть дней и никому не говорил о подземелье и его обитателях. тыбурцций похвалил его за это и разрешил и дальше приходить к своим детям. потом отец и сын стали готовить ужин из принесенных тыбурцием продуктов. при этом вася обратил внимание на то, что пан драб был сильно утомлен. это стало еще одним из откровений жизни, которых мальчик много узнал, общаясь с детьми подземелья. во время ужина вася обратил внимание на то, что валек и маруся едят мясное блюдо с жадностью. девочка даже облизывала свои засаленные пальцы. по-видимому, они не часто видели такую роскошь. из разговора тыбурция и «профессора» вася понял, что продукты добыты нечестным путем, то есть украдены. но толкал этих людей на воровство голод. маруся подтвердила слова отца, что она была голодной, а мясо – это хорошо. возвращаясь домой, вася размышлял над тем, что он узнал нового о жизни. его друзья – нищие, воры, у которых нет дома. а с этими словами всегда связано презрительное отношение окружающих. но в то же время ему было жаль валека и марусю. поэтому его привязанность к этим бедным детям лишь усилилась в результате «душевного процесса». но и сознание, что воровать нехорошо, также осталось. в саду вася наткнулся на своего отца, которого всегда боялся, а теперь, когда у него была тайна, боялся еще больше. на вопрос отца, где был, мальчик солгал впервые в жизни, ответив, что гулял. васю страшила мысль, что отец узнает о его связи с «дурным обществом» и запретит встречаться с друзьями.
В рассказе много пространства и букв уделяется некоему скульптору, его бедственному положению, его талантливым работам, удачной выставке и т.д. Но все эти детали, художественную деятельность лишь ширма, описывающие прикрывающая главную тему, сущность и идею произведения. Поэтому рассуждать о судьбах художниковя не буду. Перейду к тому, что поразило, растрогало и расстроило меня.Старость. Одинокая, полуслепая, неопрятная, сирая. Бывшая красавица и светская барышня, дочка известнейшего художника, прожившая молодые годы в Париже, теперь она — усохшая старушонка, всеми оставленная среди обломков былых воспоминаний. Квартира пока ещё живой хозяйки никому нет дела. Кроме бестолковой босоногой девчонки, с которой не о чем и поговорить, которая не понимает ценности этой дряхлой роскоши, руин «винтажа», бесценных фотографий...