Рассказ начат в конце июля — начале августа 1959 года в посёлке Черноморском на западе Крыма, куда Солженицын был приглашён друзьями по казахстанской ссылке супругами Николаем Ивановичем и Еленой Александровной Зубовыми, которые поселились там в 1958 году. Рассказ закончен в декабре того же года.
Солженицын передал рассказ Твардовскому 26 декабря 1961 года. Первое обсуждение в журнале состоялось 2 января 1962 года. Твардовский считал, что это произведение не может быть напечатано. Рукопись осталась в редакции. Узнав, что цензура вырезала из «Нового мира» (1962, № 12) воспоминания Вениамина Каверина о Михаиле Зощенко, Лидия Чуковская записала в своём дневнике 5 декабря 1962 года:
…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, — ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью. <…> Вот и сбывается пророческая клятва Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Сохранил — возродил — з/к Солженицын[2].
После успеха рассказа «Один день Ивана Денисовича» Твардовский решился на повторное редакционное обсуждение и подготовку рассказа к печати. В те дни Твардовский записал в своём дневнике:
К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу». Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, — как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти[3].
Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года:
«Название не должно быть таким назидательным», — аргументировал Александр Трифонович. «Да, не везёт мне у вас с названиями», — отозвался, впрочем довольно добродушно, Солженицын[4].
Рассказ был опубликован в январской тетради «Нового мира» за 1963 год (страницы 42—63) вместе с рассказом «Случай на станции Кочетовка»[5] под общей шапкой «Два рассказа»[6].
В отличие от первого опубликованного произведения Солженицына — «Один день Ивана Денисовича», в целом положительно принятого критикой, «Матрёнин двор» вызвал волну споров и дискуссий в советской прессе. Позиция автора в рассказе оказалась в центре критической дискуссии на страницах «Литературной России» зимой 1964 года. Её началу послужила статья молодого писателя Л. Жуховицкого «Ищу соавтора!».
В 1989 году «Матрёнин двор» стал первой после многолетнего замалчивания публикацией текстов Александра Солженицына в СССР. Рассказ был напечатан в двух номерах журнала «Огонёк» (1989, № 23, 24) огромным тиражом более 3 миллионов экземпляров. Солженицын объявил публикацию «пиратской», так как она была осуществлена без его согласия.
«Тарас Бульба» - важнейшее произведение в литературе XIX века. Сочинения «Тарас Бульба написать учащимся 7 класса школьную работу и составить образ главного героя.
Прототип Тараса Бульбы тесно связан с былинами о русских богатырях. Тарас такой же храбрый и преданный своему делу и родине человек. Он является атаманом в Запорожской Сечи и выступает за свободу своей малой родины от польского гнета. Истинными патриотами он растит и своих сыновей Остапа и Андрия, которые едва закончив учебу, отправляются с отцом в Сечь. Они показывают себя храбрыми воинами, однако младший сын, влюбившись в полячку, переходит на сторону врага. Тогда Тарас, не простив предательства, собственноручно убивает Андрия. Этот поступок вызывает противоречивые чувства: с одной стороны он наказал предателя, с другой - совершил безжалостный и жестокий поступок. Долг и честь он поставил выше своих отцовских чувств.
Старший сын погибает от рук врага. Но теперь герой гордится сыном. Да он, погиб, но погиб героем! Сам Тарас также погибает от рук поляков, но умирает он непобежденным и несломленным!
Образ главного героя далек от нас и по времени, и по многим особенностям характера и быта. Но он учит пламенной, самоотверженной любви к родине, товарищеской верности и чести, мужеству и стойкости.
Данная статья школьникам написать по повести сочинения на тему «Тарас Бульба», раскрыть образ и описать основные черты характера героя.
Рассказ начат в конце июля — начале августа 1959 года в посёлке Черноморском на западе Крыма, куда Солженицын был приглашён друзьями по казахстанской ссылке супругами Николаем Ивановичем и Еленой Александровной Зубовыми, которые поселились там в 1958 году. Рассказ закончен в декабре того же года.
Солженицын передал рассказ Твардовскому 26 декабря 1961 года. Первое обсуждение в журнале состоялось 2 января 1962 года. Твардовский считал, что это произведение не может быть напечатано. Рукопись осталась в редакции. Узнав, что цензура вырезала из «Нового мира» (1962, № 12) воспоминания Вениамина Каверина о Михаиле Зощенко, Лидия Чуковская записала в своём дневнике 5 декабря 1962 года:
…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, — ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью. <…> Вот и сбывается пророческая клятва Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Сохранил — возродил — з/к Солженицын[2].
После успеха рассказа «Один день Ивана Денисовича» Твардовский решился на повторное редакционное обсуждение и подготовку рассказа к печати. В те дни Твардовский записал в своём дневнике:
К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу». Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, — как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти[3].
Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года:
«Название не должно быть таким назидательным», — аргументировал Александр Трифонович. «Да, не везёт мне у вас с названиями», — отозвался, впрочем довольно добродушно, Солженицын[4].
Рассказ был опубликован в январской тетради «Нового мира» за 1963 год (страницы 42—63) вместе с рассказом «Случай на станции Кочетовка»[5] под общей шапкой «Два рассказа»[6].
В отличие от первого опубликованного произведения Солженицына — «Один день Ивана Денисовича», в целом положительно принятого критикой, «Матрёнин двор» вызвал волну споров и дискуссий в советской прессе. Позиция автора в рассказе оказалась в центре критической дискуссии на страницах «Литературной России» зимой 1964 года. Её началу послужила статья молодого писателя Л. Жуховицкого «Ищу соавтора!».
В 1989 году «Матрёнин двор» стал первой после многолетнего замалчивания публикацией текстов Александра Солженицына в СССР. Рассказ был напечатан в двух номерах журнала «Огонёк» (1989, № 23, 24) огромным тиражом более 3 миллионов экземпляров. Солженицын объявил публикацию «пиратской», так как она была осуществлена без его согласия.
Сюжет
«Тарас Бульба» - важнейшее произведение в литературе XIX века. Сочинения «Тарас Бульба написать учащимся 7 класса школьную работу и составить образ главного героя.
Прототип Тараса Бульбы тесно связан с былинами о русских богатырях. Тарас такой же храбрый и преданный своему делу и родине человек. Он является атаманом в Запорожской Сечи и выступает за свободу своей малой родины от польского гнета. Истинными патриотами он растит и своих сыновей Остапа и Андрия, которые едва закончив учебу, отправляются с отцом в Сечь. Они показывают себя храбрыми воинами, однако младший сын, влюбившись в полячку, переходит на сторону врага. Тогда Тарас, не простив предательства, собственноручно убивает Андрия. Этот поступок вызывает противоречивые чувства: с одной стороны он наказал предателя, с другой - совершил безжалостный и жестокий поступок. Долг и честь он поставил выше своих отцовских чувств.
Старший сын погибает от рук врага. Но теперь герой гордится сыном. Да он, погиб, но погиб героем! Сам Тарас также погибает от рук поляков, но умирает он непобежденным и несломленным!
Образ главного героя далек от нас и по времени, и по многим особенностям характера и быта. Но он учит пламенной, самоотверженной любви к родине, товарищеской верности и чести, мужеству и стойкости.
Данная статья школьникам написать по повести сочинения на тему «Тарас Бульба», раскрыть образ и описать основные черты характера героя.