Выберите признаки ( укажите соответствующие номера): Прозаическая форма.
Стихотворная форма.
Есть сюжет
Происходят волшебные превращения
Главный герой – богатырь.
Может быть трагический финал
Добро побеждает зло
Действие часто переносится в старинное время.
Действуют животные, под маской которых скрываются люди
Используется гипербола.
Описывается правление русских князей.
Присутствует таинственность, мистика.
Есть диалог.
Герою волшебный .
Используется юмор.
Чтобы знакомые не увидели её во время учебного дня ходячей с книгами по городу Нина в рощу.
Положив пакет с завтраком и книги под куст она стала догонять красивую бабочку, но наткнулась на ребенка, который смотрел на неё добрыми глазами.
В руке он держал букварь с тетрадкой, то Нина поняла в чем дело и захотела подшутить над ним.
-Несчастный прогульщик!- грозно сказала Нина.- С такого юного возраста ты обманываешь школу и родителей?
- Нет!- удивленно ответил малыш.- Я шер на урок, но в лесу есть большая собака, она начала лаять, а я заблудился.
Нина нахмурилась. Но малыш был добродушный и смешной, что ей пришлось взять его за руку и отвести через рощу.
Связка Нининых книг и завтрак остались лежать под кустом, потому что ей было стыдно поднимать их перед малышом.
Из-за ветвей появилась собака, и она съела завтрак, но книг не тронула.
Нина вернулась, села и заплакала. Нет! Ей не было жалко пропавшего завтрака. Слишком хорошо рядом пели птицы, и очень тяжело было на ее сердце, которое грызла совесть.
В 6-м классе на изучение стихотворений Тютчева обычно отводится два-три урока. Думается, шестиклассникам можно объяснить, что любое стихотворение “о природе” содержит черты и его автора, и его читателей. Именно о себе, о своих душевных движениях рассказывают русские поэты, изображая природу. О себе должны задуматься и шестиклассники, читая стихи Фёдора Ивановича Тютчева.
На первом уроке, приступая с шестиклассниками к разговору о Тютчеве, стоит попросить их вспомнить стихи поэта, изученные ранее, и назвать те слова и выражения, которые говорят об отношении автора к изображённым картинам природы. Возможен и специально подготовленный концерт-миниатюра из стихотворений Тютчева, как известных школьникам, так и прочитанных кем-то из них впервые. Практика показывает, что настроиться “на лирический лад” детям погружение в поэзию”, чтение нескольких стихотворений как учащимися, так и учителем.
Восприятию и постижению стихов может выставка репродукций пейзажей русских художников и прослушивание фрагментов музыкальных произведений, например «Времён года» П.И. Чайковского. Интересно показать учащимся несколько портретов поэта в разные годы. Для этого можно поручить детям подготовить краткие монологические сообщения о Тютчеве в каждый период его жизни.
Знакомя учащихся с фактами биографии поэта, учитель должен подчеркнуть, что Тютчев уже в детстве под руководством своего учителя С.Е. Раича получил хорошее домашнее воспитание и образование, изучал языки, успешно переводил античных авторов, продолжив затем образование в Московском университете. В студенческие годы, а затем на дипломатической службе постоянно писал стихи. Излюбленной темой его лирики стала тема природы.
Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость. Читая Тютчева, школьники должны заметить, что природа у него изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена, живёт своей “чудной жизнью”. Она чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек близки друг другу, у обоих “есть душа”, есть свой язык, есть свои тайны.
Характерная особенность тютчевского стиля проявляется и в том, что поэт нигде не изображает определённое время года или время суток, так сказать, “в чистом виде”. Поэту ближе подвижные, динамичные картины. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, — наблюдать, как утро и день сменяются вечером и ночью. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.
Стоит обратить внимание школьников и на особенности поэтического стиля тютчевских стихов о природе. Они наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок. Природа для Тютчева — это что-то величественное, бесконечное. Торжественность, приподнятость настроения создаётся и языком, полным архаизмов и особых синтаксических конструкций, часто восклицательных, которые выражают восхищение поэта природой.