Выберите во ответ на который поясняет основную мысль текста.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
— орал я на весь дом.
Я отложил книжку в сторону и с выражением прочёл:
Кроя мглою бурю кроет,
Крути снежные вертя…
Что-то не то. Я опять начал снова:
Буря мглою…
Я забыл вдруг, что буря кроет. Я стал думать и вскоре вспомнил. Я так обрадовался, что начал снова:
Буря кроет небо мглоет…
МГЛОЕТ? Что это такое? Мне стало не по себе. Такого, по-моему, не было. Я поглядел в книжку. Ну так и есть! МГЛОЕТА нету!
Я стал читать, глядя в книжку. Всё получалось как в книжке. Но как только я закрыл книжку, я вдруг прочёл:
Утро воет небо могилою…
Это было совсем не то. Я это сразу понял. Я всегда вижу, когда не то. Но в чём тут дело, в конце концов? Почему я никак не запомню?
— Не нужно зубрить, — сказал старший брат, — разберись, в чём там дело.
Я стал разбираться: значит, буря покрывает небо своей мглою и в то же время крутит что есть силы снежные вихри.
Я закрыл книжку и чётко прочёл:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Больше я не ошибался
лавный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и социальных норм. В России это общественное течение активизировалось в 60-70-ые годы XIX века, в переломную эпоху. Действие романа происходит в 1859 году, перед отменой крепостного права. Нигилизм в то время воспринимается правящими классами как социальная и культурная опасность. И.С.Тургенев дает объективную оценку этому явлению, показывая, что в мировоззрении Базарова есть сильные и слабые стороны. В известной статье «По поводу «Отцов и детей» писатель признается: «… вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, - я разделяю почти все его (Базарова) убеждения».
Прогрессивная сторона нигилизма – отрицание прогнившей самодержавно-крепостнической системы. Автор в романе не случайно показывает запущенное хозяйство в имении Кирсановых, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное и экономическое неблагополучие. Тургенев осуждает образ жизни аристократа Павла Петровича Кирсанова. Этот человек обременяет землю, ничего не создает: ни духовных, ни материальных ценностей. Базаров открыто обвиняет старшего Кирсанова в том, что он сидит в деревне, сложа руки. Паразитизм господствующих классов очевиден. После публикации романа Тургенев в одном из писем К.К.Случевскому особо подчеркивал: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса».
Базаров осуждает «искусство наживать деньги». Он не стремится к личному обогащению. Его кредо - бескорыстный труд во имя науки. Герой – человек дела. Это трудолюбие – источник воспитания и реализации теории. Базаровский нигилизм связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Поэтому можно считать плодотворным стремление нигилистов ничего не принимать на веру, все проверять экспериментальным путем, доходить до истины умом и упорным трудом.
Сильная сторона базаровской позиции – борьба против невежества, суеверий. Герой с болью переживает забитость и невежество народа. Он гневно замечает: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает». Базаров – демократ, поэтому он горячо выступает против покорности, долготерпения народа. Пробуждение самосознания русского крестьянина – часть нигилистической программы Базарова. И в этом, несомненно, заключается ее сильная сторона.
Наиболее уязвимыми являются эстетические взгляды Базарова. Герой отрицает искусство, любовь, природу. Он проповедует потребительское отношение к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров язвительно оценивает сам факт, что Николай Петрович играет на виолончели. Автор же подчеркивает прелесть музыки: «Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия», говорит о красоте и тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща, озаренная заходящим солнцем, неподвижные поля, бледно-голубое небо.
БРЮСОВ :
Колыбельная
Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.
Только волки, только совы
По ночам гулять готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.
Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых...
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!Валерий Брюсов
МАЙКОВ:
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"
НУ ВОТ А ТЕПЕРЬ САМ ПОСУДИ !
да,они похожи