Выделить главные моменты в написанном (лермонтов ) между поэтом и действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения. конфликт поэта с миропорядком был чреват трагедией. главную причину лермонтов видит в отпадении человека от общества и общества от человека. между личностью и обществом уничтожились связи. окружающий мир замкнут и непроницаем. личность одинока и погружена в себя. на всем мировом пространстве господствует индивидуализм. если жуковский связывал человека с миром, хотя бы в вечной жизни, если пушкин вписывал человека в национальную и мировую и тем утверждал его единство с миром, то лермонтов договаривает за них суровую истину: мир враждебен человеку, а человек, став индивидуалистом, желает абсолютной свободы, в том числе и от общества. перед мысленным взором лермонтова раскрылась распавшаяся связь времен. сознание этого обстоятельства порождало чувство обреченности, усугубляло свойственные лермонтову всеобщий, вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с «толпой» и даже с богом, которого он чтит, но в то же время за создание мира, где попираются добро и справедливость. сравнивая время пушкина и время лермонтова, белинский писал: «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят да, очевидно, что лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи развития нашего общества». жизнь представлялась лермонтову, в отличие от пушкина, лишенной гармонии. описать ее возможно лишь дисгармоничным стилем передать разорванность, раздвоенность бытия и души человека. но на фоне этой дисгармонии отчетливее проступают идеалы поэта, его страстная жажда гармонии вне и внутри себя. творчество лермонтова обозначило послепушкинский этап поэзии и отразило важный сдвиг в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. дворянин чувствовал в себе безграничные силы, но утратил веру в осуществимость общественных перемен. он ощущал себя независимой личностью, права которой, однако, были либо грубо нарушены, либо попросту презираемы. так как личность во времена лермонтова все больше ощущала свою независимость от общества, которое, с одной стороны, выталкивало ее и обрекало на одиночество (в этот процесс отражен в комедии «горе от ума»), а с другой — опутало целой системой насильственных и моральных принуждений, то неотъемлемые права личности, и прежде всего право на свободу личную, политическую, гражданскую, нашли в лермонтове горячего защитника и проводника. права личности стали для поэта единственным критерием оценки действительности, причем права абсолютные, не знающие никаких преград, кроме тех, какие человек, будучи гуманным существом, согласует со своей совестью. поскольку существующий порядок отрицал достоинство личности, то ее нравственной обязанностью стало неприятие враждебного общества. так возник гордый романтический протест личности, принимавший формы то героического и мятежного вольнолюбия, то разрушительного и мстительного демонизма. лермонтовское отрицание распространялось на все области жизни — от быта до космоса. таким образом, романтически осмысленная биография и рано усвоенные романтические книжные представления, сливаясь, образуют внутренний мир юноши-лермонтова. молодой лермонтов прежде всего нацелен на воплощение своих мечтаний в жизни, а потом уже в слове, в поэзии. он ощущает себя героической личностью, а затем поэтом, изливающим свои чувства о героическом опыте. однако как жуковскому, батюшкову и пушкину, а также их героям не удалось прожить по предначертанным поэтическим мечтаниям, так и лермонтову не удалось романтические книжные мечтания претворить в жизнь. поэтому в его творчестве отложился трагический опыт героической личности, которая вследствие обстоятельств и условий не смогла осуществить свое человеческое предназначение
Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка» , «Желание») . Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский) . Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («Парус» , «Узник» , «Пленный рыцарь») ;
осмысление судьбы своего поколения («Дума») ;
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («Молитва» («В минуту жизни трудную…») , «И скучно и грустно» , «Из Гете» , «Выхожу один я на дорогу…») ;
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («Поэт» , «Пророк») ;
критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…» , «Смерть поэта» , «Как часто, пестрою толпою окружен…») ;
любовь-страдание («К* («Я не унижусь пред тобою…»)» ;
положение народа и Родины («Родина» , «Бородино»).