Выделите звуковые и синтаксические выразительные средства, которые И.А.Крылов использует для полного раскрытия нравственной проблематики и в целях обличения человеческих пороков.
Определите, какую нравственную проблему и пороки человека они вскрыть автору в этом
тексте? [3]
Листы и корни (И.А. Крылов)
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».
В произведениях Набокова бабочки появляются достаточно часто, им отведена своеобразная роль символов. Бабочка появляется в минуту наибольшего, наисильнейшего выражения той бури переживаний, которая охватила Слепцова. Он понял, что не сможет больше жить, что умрет, умрет прямо в ночь на Рождество. И эта антитеза тотчас же находит свое дальнейшее развитие: бабочка из кокона появляется внезапно, в момент полного изнеможения страдающего человека. Она разворачивает свои темные бархатные крылья, и тогда наступает катарсис – Слепцов испытывает облегчение .Бабочка - символ души, воплощение душ умерших, символ дыхания, бессмертия, возрождения и воскресения. В данном эпизоде она появляется для того, чтобы герой понял: он должен жить для будущего счастья.
Задание №1
Вам нужно указать героя, который описан в каждом из отрывков.
1. Воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей.
Рогдай
2. Ясный вид,
Спокойный взор, брада седая,
За древней книгой он сидит.
3. Крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей.
4. Он звезды сводит с небосклона,
Он свистнет – задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна.
5. Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
6. На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипля ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья.
Задание № 2
В каждом из отрывков спрятан какой – то предмет. Вам нужно угадать какой же это предмет, опираясь на текст.
1. А девушке в семнадцать лет
Какая шапка не пристанет!
2. Лазурный, пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан.
3. И мёд из тяжкого станка
За их здоровье выпивал.
4. Покрылись кудри золотые,
И грудь, и плечи молодые
… , прозрачной, как туман
5. Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук.
6. К ногам красавицы надменной
Принёс я меч окровавленный,
коралы, злато и жемчуг.
Задание № 3
ответы на вопросы будут содержать числа.
– Сколько прелестных дев окружало Ратмира на скалах?
– Сколько богатырей “чредой из вод выходят ясных”?
– Сколько лет жил Финн в пещере?
– Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу?
– Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора?
– Сколько лет Людмиле?
1) 12
2)30
3)20
4)3
5)2
6) 17