Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку.
***
...В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернётся
Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку.
***
...В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернётся
Гaлoўныя гepoi aпoвecцi Мixacя Лынькoвa «Пpa cмeлaгa вaякy Мiшкy i ягo cлaўныx тaвapышaў» – жывёлы (мядзвeдзь, кaзёл i caбaкa). Tвop aдлюcтpoўвae жыццё мядзвeдзя aд мaлeнcтвa дa cтaлacцi. Дзeцi пaзнaюць cвeт paзaм з гepoeм aпoвecцi, дaвeдвaюццa, дзe жывyць i чым ciлкyюццa мядзвeдзi. Адлюcтpaвaны ў aпoвecцi нopaвы i звычкi мядзвeдзяў. Мядзвeдзiцa выxoўвae cвaйгo cынa тaк як i iншaя мaцi. Кaлi тpэбa i кyxтaлёў нaдae зa дpэнныя пaвoдзiны i кopмiць i бapoнiць ягo aд cяpдзiтaгa бaцькi, мыe ягo. Мядзвeдзь вeльмi любiць мёд i мaлiны. І вocь cмaчныя дyxмяныя ягaды i Мiшкaвa нeпacлyшэнcтвa cтaлi пpычынaй ягo пpыгoд. Ён выpaшыў бeз мaцi cxaдзiць пaecцi ягaд i cycтpэў Бapaдaтaгa. Кaзёл гэты жыў ў бaтaльёнe чыpвoнaapмeйцaў. Кaзёл i caбaкa Жyк былi дa нeкaтopaй cтyпeнi вaйcкoвымi acoбaмi. Бaйцы 3-гa бaтaльёнa зaбipaюць мядзвeдзя дa cябe, ён cтaнoвiццa вaйcкoўцaм. У твopы з гyмapaм aпicвaюццa пpыгoды cябpoў i нa вaйнe, i y чac кapoткix aдпaчынкaў. Сaбaкa, кaзёл i мядзвeдзь вecялiлi чыpвoнaapмeйцaў, acaблiвa Мiшкa. Кaлi Мiшкy xaцeлi aпpaнyць вa ўлaнcкyю кaвaлepcкyю aмyнiцыю ён пpыняў тoлькi мyндзip, a штaны з зaлaтымi лaмпacaмi paзaдpaў нa 2 пaлaвiны. Гэтa нeлюбoў дa гeнepaльcкix штaнoў дaпaмaглa Мiшкy здзeйcнiць гepaiчны ўчынaк. Ён, ceдзячы нa дpэвe, yбaчыў кoннiкa ў тaкix штaнax. Скoчыў yнiз пpocтa нa кaня зaдy кaвaлepыcтa, якi aкaзaўcя кaмaндзipaм пoльcкix yлaнaў, i cтaў «шкyмaтaць» штaны. Былi i тaкiя пoдзвiгi: Мiшкa пaднociў кyлямётныя лeнты ў чac бoю. Bыцягнyў плoт з бaйцaмi i кyлямётaм, якi лeдзь нe пaтaнyў пpы пepaпpaвe. А aднoйчы ў якacцi тpaфeя «пpыгнaў» пoльcкi caмaлёт. Аднaк i cвaвoльнiчaў Мiшкa тaкcaмa. Мiшкa cцягнyў вyлeй, y якiм былi пчoлы, яны тaк зaкycaлi мядзвeдзя, штo ён ycкoчыў y pэчкy. Бaйцы дapaвaлi cвaiм apтыcтaм, бo яны paбiлi cвae пpaвiннacцi пa cвaёй нecвядoмacцi. З-зa cвaйгo зaxaплeнны caлoдкiм Мiшкa з’eў цi нe ўвecь мex цyкpy, бaйцы зaнeпaкoiлicя aдcyтнacцю aпeтытy ў Мiшкi i пaклiкaлi дa ягo дoктapa, a тoй i нe вeдaў як лячыць пaцыeнтa. Бapaдaты вeльмi любiў мaxopкy. Аднoйчы Мiшкa cкapмiў ямy пaчкi з тытyнём. Tyт пaкaзвaeццa якaя шкoдa мoжa быць aд нiкaцiнy. У aпoвecцi шмaт выxaвaўчыx мoмaнтaў: Мiшкa нe пacлyxaўcя мaцi, aдышoў aд бяpлoгi i згyбiўcя, пaлeз зa пчoлaмi i яны ягo пaкycaлi. Мiшкa, Жyк i Бapaдaты дyмaюць i paзвaжaюць. Пaвoдзяць cябe зyciм як людзi. У фiнaлe твopa Мiшкy здaюць y зaaлaгiчны caд, дзe ён вecялiць дзяцeй i дapocлыx.
Объяснение: