ПОГРАНИЧНИК Автор: Г. Ладонщиков Пограничник на посту Зорко смотрит в темноту. За спиной его страна В мирный сон погружена. На границе ночь тревожна Ночью всякое возможно, Но спокоен часовой Потому, что за спиной Наша армия стоит, Труд и сон людей хранит; Что богата и сильна Наша мирная страна.
МАТРОС Автор: Константин Ваншенкин На ремне сверкает пряжка И блестит издалека, Полосатая рубашка Называется « тельняшка ».. .А матросская фуражка Не имеет козырька. Называется фуражка Бескозыркой моряка. И над нею ленты вьются, На ветру холодном бьются, И взлетают, и шуршат, А на ленте - буквы в ряд. Ветры, дуйте! Ливни, лейте! Ураган, гуди, пыля! Всё равно горит на ленте Вечно имя корабля. Это имя для матроса Будет дорого всегда.. Мелкий дождь струится косо, Глухо в берег бьёт вода. Хмуро в море-океане, Пляшут волны там и тут. Корабли идут в тумане, Нашу землю стерегут.
Зенитчики Слышен рокот Самолета. В нашем небе Бродит кто-то На огромной высоте, В облаках И в темноте. Но безлунными ночами, От зари и до зари, Небо щупают лучами Боевые фонари. Тяжело лететь пилоту – Луч мешает самолету, А с земли Навстречу гулу Поднимают пушки дула: Если враг – Он будет сбит! Если друг – Пускай летит! (С. Михалков)
ЖИТКОВ Борис Степанович (1876—) — автор многочисленных книг для детей. Инженер-судостроитель по профессии, много видал и испытал, был штурманом парусного судна, рыбаком и т. п. Лит-ую деятельность начал в 1923 сборником рассказов «Злое море», сотрудничал также в журнале «Воробей», впоследствии «Новый Робинзон», в сборниках «Советские ребята», в настоящее время работает в журнале «Еж». Ж. далек от дидактизма и подходит к ребенку-читателю, как к равному. Беллетристические произведения его можно разделить на три группы. Первая — «Злое море» и «Ураган» — характеризуется психологической разработкой персонажей и интересом к технике: подводная лодка, дирижабль, парусник и т. п. Своеобразное построение — переброска действия с одного места на другое, малая фабульность, отсутствие главного героя, обилие описаний, лит-ый, полный намеков и недомолвок язык — вот характерные черты произведений этой группы. В произведениях второй группы — «Про слона», «Голый король» — Ж. больше ориентируется на детского читателя в смысле выбора определенных приемов — развертывание фабулы, наличие главного героя, построение эпизодами, служащими для выявления характерных особенностей героя, конкретизация материала и разговорный язык. Произведения третьей группы — «Дяденька», «Джарылгач», «Мятель» — характеризуются возвратом к психологической разработке главного героя, данного в бытовом и производственном окружении, быстрым развертыванием фабулы, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление записи подлинной детской речи. Тяга автора к изображению быта усиливается («Удав», «Мятель» и др.). Ж. работает также над созданием технической и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации и наглядности материала («Паровозы», «Про эту книгу», «Река в упряжке», «Черные паруса» и др.). Концентрируя материал вокруг конкретного факта и вскрывая ряд процессов в их последовательной связи, Ж. в книгах этого типа умеет использовать достижения техники. Рассказывая, он вместе с тем показывает, графически подтверждает и дополняет сообщение рисунками, фотографиями, схемами, чертежами, таблицами. Педагогическое значение Ж. — в его тематике, отвечающей индустриально-производственным запросам современных детей, а также в том, что его герои, за немногими исключениями, являются представителями пролетарской среды. Его произведения дают разнообразный материал для бесед, кружковой проработки, для переключения читательского интереса от приключений к темам технического и психологического порядка и развития трудовых навыков.
Автор: Г. Ладонщиков
Пограничник на посту
Зорко смотрит в темноту.
За спиной его страна
В мирный сон погружена.
На границе ночь тревожна
Ночью всякое возможно,
Но спокоен часовой
Потому, что за спиной
Наша армия стоит,
Труд и сон людей хранит;
Что богата и сильна
Наша мирная страна.
МАТРОС
Автор: Константин Ваншенкин
На ремне сверкает пряжка
И блестит издалека,
Полосатая рубашка
Называется « тельняшка »..
.А матросская фуражка
Не имеет козырька.
Называется фуражка
Бескозыркой моряка.
И над нею ленты вьются,
На ветру холодном бьются,
И взлетают, и шуршат,
А на ленте - буквы в ряд.
Ветры, дуйте!
Ливни, лейте!
Ураган, гуди, пыля!
Всё равно горит на ленте
Вечно имя корабля.
Это имя для матроса
Будет дорого всегда..
Мелкий дождь струится косо,
Глухо в берег бьёт вода.
Хмуро в море-океане,
Пляшут волны там и тут.
Корабли идут в тумане,
Нашу землю стерегут.
Зенитчики
Слышен рокот
Самолета.
В нашем небе
Бродит кто-то
На огромной высоте,
В облаках
И в темноте.
Но безлунными ночами,
От зари и до зари,
Небо щупают лучами
Боевые фонари.
Тяжело лететь пилоту –
Луч мешает самолету,
А с земли
Навстречу гулу
Поднимают пушки дула:
Если враг –
Он будет сбит!
Если друг –
Пускай летит!
(С. Михалков)